Доклад президента МААШ Татьяны Вячеславовны Шутылевой
на третьем международном конгрессе
«Безопасность на дорогах ради безопасности жизни»
Тема: «Качественная подготовка водителей – один из факторов повышения безопасности дорожного движения»
Уважаемые коллеги!
Проблема повышения безопасности автотранспортного движения на дорогах России поставлена руководством страны в ряд наиболее приоритетных для решения. Один из аспектов этой проблемы, а именно качество подготовки и допуска к управлению водителей, в последнее время вызывает все более пристальное внимание как государственных, так и общественных органов. Известно, что по соответствующим поручениям Президента и Правительства РФ разрабатывается и готовится к внедрению комплекс мер, направленных на повышение базового уровня подготовки водителей.
Министерством образования и науки утверждены новые программы подготовки водителей транспортных средств
и программы подготовки водителей транспортных средств, оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами
15 июля 2010 выпущено Распоряжение правительства 1174-р, содержащее подробный план реформирования системы подготовки водителей
16 сентября в Госдуму внесены поправки в закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс РФ об административных правонарушениях
Разрабатываются порядок и условия аккредитации автошкол на право участия в приеме квалификационных экзаменов.
Условиями аккредитации Правительственная комиссия определила в том числе:
а) наличие аппаратно-программного комплекса для приема теоретического экзамена
б) наличие транспортных средств, оборудованных аппаратно-программными комплексами аудио-видеонаблюдения для приема практического экзамена
в) наличие автодрома, оборудованного автоматизированной системой для приема первого этапа практического экзамена или заключенного договора на его использование.
В работе находятся 3 законопроекта, затрагивающие сферу подготовки водителей, в частности, закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» и закон «Об образовании».
Межрегиональная ассоциация автошкол (МААШ), более десяти лет осуществляющая на практике реальную организационную и методическую поддержку автошкол, в период с 27 сентября по 2 октября провела тринадцатую Международную конференцию «Автошкола-2010» по теме «Развитие системы подготовки водителей транспортных средств. Проблемы, поиски решения».
В работе конференции приняли участие:
- ведущие специалисты Минобрнауки, Минтранса, ДОБДД МВД РФ, Минздравсоцразвития, региональных органов управления образованием, региональных органов ГИБДД;
- руководители и специалисты образовательных учреждений всех организационно-правовых форм собственности, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств;
- представители ведущих профессиональных общественных объединений образовательных учреждений, занимающихся подготовкой водителей;
- международные делегации.
427 участников конференции представляли 58 субъектов Российской Федерации.
Главное, что я хотела бы отметить, и это прозвучало в решении,— что дорожная безопасность является предметом коллективной ответственности. Решение актуальных и назревших проблем в области дорожного движения возможно только при объединении усилий всех заинтересованных сторон, государственных структур и общественных организаций. Вместе с тем, в стране пока еще не сложилась целостная система подготовки водителей транспортных средств, отсутствует государственная концепция подготовки водителей и допуска их к участию в дорожном движении.
В совершенствовании нуждаются все звенья системы. Для повышения качества подготовки водителей нужно повысить требования, предъявляемые к кандидату в водители при проведении квалификационного экзамена в реальных условиях движения. Необходимо создать целостную, отвечающую современным потребностям систему подготовки квалифицированных педагогов и независимых экзаменаторов. Существующие сегодня программы подготовки водителей автотранспортных средств нуждаются в значительном совершенствовании содержания и направленности.
Также мы бы хотели обратить внимание Минобрнауки и МВД РФ на необходимость интенсификации работы с детьми и подростками в целях формирования у них положительных стереотипов по отношению к дорожному движению. Мы считаем необходимым создать систему непрерывного образования, воспитания, информационно-пропагандистского обеспечения в области безопасности дорожного движения. Необходимо сохранять и развивать существующую сегодня систему детско-юношеских автомобильных школ.
Мы призываем руководство МВД и Госавтоинспекции кардинально переработать методику приема квалификационных экзаменов на право управления транспортным средством, максимально используя при этом опыт европейских стран, отечественные и зарубежные научные разработки.
Мы обращаем внимание государственных регулирующих органов на необходимость единообразия требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, занимающимся подготовкой и переподготовкой водителей транспортных средств различных категорий и поддерживаем намерение ДОБДД МВД РФ о законодательной отмене т. н. «самоподготовки» в сфере подготовки водителей транспортных средств.
Особенно мы бы хотели обратить внимание заинтересованных министерств и ведомств на необходимость разработки механизма реального привлечения широкой профессиональной и научной общественности к обсуждению проектов нормативных актов, носящих принципиальный характер.
Все участники профессионального сообщества готовы в тесном, конструктивном контакте с органами исполнительной и законодательной власти приложить максимум усилий для достижения поставленных целей.