125212, Москва, Ленинградское шоссе, дом 46+7 (925) 518-1225, +7 (977) 919-0331

Поиск по сайту

Пояснительная записка
к проекту
Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Документом предлагается привести российские правила в соответствие с обязательными требованиями к форме и содержанию национальных и международных водительских удостоверений, прописанных в Венской конвенции: перечень категорий транспортных средств может значительно расшириться. Кроме того, самоподготовку кандидатов в водители запретят, а для лиц, обучившихся вождению на «автомате», появится отдельная категория. Водителей мопедов, мокиков, скутеров и легких квадроциклов, объем двигателя которых не превышает 50 куб. см и максимальная скорость не более 50 км/ч, обяжут сдавать теоретический экзамен на знание ПДД для получения прав категории М.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — проект федерального закона или законопроект) подготовлен в соответствии с пунктом 1 поручения Президента Российской Федерации от 14 января 2010 г. № Пр-77 в целях установления запрета на привлечение для работы в качестве водителей лиц, не имеющих водительских удостоверений соответствующих категорий, выданных в Российской Федерации, а также в целях приведения национального законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями Конвенции о дорожном движении 1968 года (далее -Конвенция).

В рамках выполнения международных обязательств, обусловленных поправками к Конвенции, принятыми Организацией Объединенных Наций 28 сентября 2004 года и вступившими в силу 28 марта 2006 года, Российская Федерация, ратифицировавшая Конвенцию, должна не позднее 28 марта 2011 года внести соответствующие поправки в свое национальное законодательство.

Поправками к Конвенции, в частности, введены обязательные требования к форме и содержанию национальных и международных водительских удостоверений, в целях усиления их защиты от возможных подделок и облегчения их прочтения при участии в международном дорожном движении, конкретизируется обозначение категорий транспортных средств, на которые могут выдаваться водительские удостоверения. Так, ранее обозначавшая составы транспортных средств категория «Е» в новой редакции Конвенции представлена тремя отдельными категориями «ВЕ», «СЕ», «DE».

Конвенцией также предусматривается возможность введения на национальном уровне новых категорий, а также подкатегорий транспортных средств («А1», «C1», «D1», «С1Е» и «D1E») в рамках существующих категорий («А», «С», «D», «ВЕ», «СЕ» и «DE»). Решение о введении новых категорий и подкатегорий может быть принято на уровне национального законодательства.

Целесообразность введения вышеуказанных подкатегорий обусловлена рядом объективных причин, сложившихся за последние годы в нашей стране, в первую очередь, в связи с расширением парка различных типов и модификаций эксплуатируемых транспортных средств, значительно превосходящих по уровню сложности и своим техническим характеристикам ранее выпускаемые автомобили и мотоциклы.

Основными критериями, по которым оценивалась целесообразность введения подкатегорий, являлись их обособленность по техническим характеристикам транспортных средств, сравнительное количество и динамика их распространения, количество дорожно-транспортных происшествий с их участием, востребованность получения гражданами права на управление транспортными средствами соответствующих подкатегорий, возможность оптимизации процесса подготовки и допуска водителей к управлению различными типами транспортных средств.

В последнее время широкое распространение в Российской Федерации получили транспортные средства (мокики, скутеры), рабочий объем двигателя которых не превышает 50 куб. см. Такие транспортные средства пользуются в настоящее время повышенным потребительским спросом, их доля на дорогах страны возрастает и, как следствие, возрастает аварийность с их участием. Вместе с тем, они не подлежат государственной регистрации и на них не распространяется механизм государственного регулирования по допуску к участию в дорожном движении и ответственности водителей, который существует для других механических транспортных средств.

Официальной статистики, которая бы позволила определить количество таких транспортных средств, в Российской Федерации не существует. Вместе с тем, по экспертным оценкам Федеральной таможенной службы среднегодовой ввоз таких транспортных средств на территорию Российской Федерации составляет от 20 до 30 тысяч. Таким образом, за последние 10 лет в страну ввезено и эксплуатируется около 300 тыс. единиц указанной мототехники.

Экспресс-исследование, проведенное в ряде субъектов Российской Федерации (Удмуртская Республика, Краснодарский край. Омская, Свердловская, Челябинская области), показало, что на единицу эксплуатируемых транспортных средств аварийность с участием таких транспортных средств выше, чем для мототранспортных средств, относящихся к категории «А».

В первом полугодии 2010 года по вине водителей мопедов и приравненных к ним транспортных средств совершено 2676 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 118 и были ранены 3046 человек. Их доля среди всех происшествий по вине водителей мототранспорта в среднем составила 41,4%, а в ряде регионов (Краснодарском крае. Брянской, Тамбовской и Тверской областях) превысила 60%.

Лицами, управляющими мопедами, велосипедами и иными транспортными средствами, не относящимися к механическим транспортным средствам, в 2009 году совершено 153131 (рост по сравнению с 2008 г. на 48,1%) административных правонарушений Правил дорожного движения, в том числе: 148055 (рост на 58,2%) — по ч.2 ст.12.29 КоАП РФ, 4472 (снижение на 48,4%) — по ч.З ст.12.29 КоАП РФ, 531 (снижение на 47,3%) — по ч.1 ст. 12.30 КоАП РФ.

Это объясняется прежде всего тем, что мопедами зачастую управляют лица, не знающие Правил дорожного движения и не достигшие установленного Правилами возраста.

В этой связи транспортные средства с рабочим объемом двигателя не более 50 куб. см и максимальной скоростью не более 50 км/час предлагается законодательно выделить в категорию «М» (мопеды) для управления которой необходима проверка знаний Правил дорожного движения, что должно подтверждаться водительским удостоверением категории «М», либо водительским удостоверением иной категории (подкатегории) транспортных средств, выданным в соответствии с Конвенцией о дорожном движении.

В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» категория «А» включает в себя мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства, различающиеся по количеству колес (двухколесные, трехколесные, в том числе с боковым прицепом, четырехколесные), скоростным характеристикам (свыше 50 км/час) и объему двигателя (свыше 50 куб. см).

Транспортные средства категории «С» (грузовые автомобили) также существенно различаются по своим характеристикам (разрешенной максимальной массе, мощности двигателя и габаритным размерам) и соответственно по управляемости, тормозному пути и иным параметрам, влияющим на безопасность дорожного движения. Соответственно различается потенциальная опасность таких транспортных средств, а также знания и навыки, которыми должен обладать водитель для безопасного управления ими.

Категория «D» также представляет собой гамму самых разнообразных автобусов по пассажировместимости, габаритным размерам, максимальной массе, влияющим на безопасность перевозок. Таковыми могут являться автобусы малого класса (маршрутные такси), междугородние автобусы, туристические автобусы, в том числе двухэтажные. Технические характеристики таких транспортных средств, имеющие прямое потенциальное отношение к тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, различаются по пассажировместимости более чем в 13 раз (от 9 чел. до 120 чел.), габаритной длине — в 2,4 раза (от 5 м до 12 м), разрешенной максимальной массе — более, чем в 6 раз (от 3 т до 18,5 т).

В целях повышения безопасности дорожного движения законопроектом предусматривается отнести мототранспортные средства с максимальной скоростью более 50 км/час и рабочим объемом двигателя не превышающим 125 куб. см к подкатегории «А1» (легкие мотоциклы), автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 3500 кг и до 7500 кг к подкатегории «С1», автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест помимо сиденья водителя, но не более 16 сидячих мест, помимо сиденья водителя, к подкатегории «D1».

С учетом зарубежного опыта введение в Российской Федерации соответствующих подкатегорий транспортных средств позволит дифференцировать условия получения права на управление транспортными средствами в зависимости от потенциальной опасности конкретных типов автомобилей и мотоциклов, обусловленной их техническими и эксплуатационными характеристиками. При этом допуск водителей к управлению транспортными средствами различных категорий и подкатегорий с учетом минимально допустимого возраста будет осуществляться в соответствии с международными нормами, принятыми Конвенцией.

Для обеспечения качественной подготовки к управлению современными транспортными средствами возникла необходимость модернизации существующих программ обучения водителей, что предусмотрено Федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах».

В этой связи введение вышеуказанных подкатегорий позволит расширить номенклатуру существующих программ подготовки водителей транспортных средств и сконцентрировать процесс обучения водителей на управление тем или иным типом автомототранспортных средств в соответствии с их реальными потребностями, более детально разграничить минимальный возраст, с которого водители по своему физическому, умственному развитию и медицинским показаниям могут быть допущены к управлению транспортными средствами соответствующей категории и подкатегории.

Так, желающим получить право на управление малотоннажными грузовиками и микроавтобусами не придется осваивать в полном объеме программы подготовки большегрузных автомобилей и городских пассажирских автобусов, аналогичным образом будут дифференцированы и программы подготовки мотоциклистов.

Предлагаемые изменения позволят усовершенствовать систему подготовки и переподготовки водителей и привести порядок допуска к управлению транспортными средствами в соответствие с современными требованиями международных норм и стандартов, что окажет положительное влияние на состояние аварийности в целом.

Введение подкатегорий не приведет к ущемлению прав водителей на управление ранее разрешенными категориями транспортных средств, поскольку наличие открытой категории в водительском удостоверении автоматически дает право управления транспортными средствами соответствующей подкатегории.

Предусмотренный законопроектом минимально допустимый возраст (16 лет) при котором допускается управление мопедами, а также норма, допускающая управление мопедами при наличии любого водительского удостоверения (в настоящее время более 50 млн. населения Российской Федерации уже имеют водительские удостоверения на право управления различными категориями транспортных средств), позволяют предположить, что количество лиц, изъявивших желание получить водительское удостоверение на право управления мопедами, ожидается незначительным.

Кроме того, в проектах подзаконных актов, необходимых для реализации настоящего законопроекта, предполагается установить порядок, при котором лицам, не имеющим водительских удостоверений, для получения права на управление мопедами необходимо будет сдать только теоретический экзамен.
В этой связи введение категории «М» (мопеды) не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета, связанных с увеличением штатной численности экзаменационных подразделений Госавтоинспекции, расширением имеющихся и строительством новых зданий, экзаменационных площадок.

С учетом международного опыта законопроектом предусматривается возможность сдачи квалификационных экзаменов как на транспортных средствах с механической трансмиссией, так и на транспортных средствах, оборудованных автоматической трансмиссией. При этом лицам, изъявившим желание и сдавшим квалификационные экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, будет предоставлено право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией. Данное ограничение обусловлено упрощенным характером управления такими транспортными средствами и подтверждено международной практикой приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений.

Проектом федерального закона предусматривается исключение ранее действующей нормы, допускающей самостоятельную подготовку водителей на получение права управления транспортными средствами категорий «А» и «В» в объеме соответствующих программ. Данное решение основывается на следующих объективных обстоятельствах.

В соответствии со статьей 21 закона Российской Федерации 10 июля 1992 года № 3266–1 «Об образовании» подготовка водителей относится к одному из видов профессиональной подготовки и может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.

Во исполнение пункта 3 статьи 10 Закона Российской Федерации «Об образовании» постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 823 утвержден перечень профессий начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната, предполагающего самостоятельное обучение, не допускается. В перечень указанных профессий входит «водитель автомобиля».

В соответствии с пунктом 21.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, учебная езда на дорогах допускается только с обучающим и при наличии первоначальных навыков управления у обучаемого. Обучаемый обязан знать и выполнять требования Правил.

В целях приведения организации подготовки и переподготовки водителей транспортных средств в соответствии с вышеуказанными требованиями законодательства Российской Федерации дальнейшее определение порядка и возможных форм указанной образовательной деятельности предлагается отнести к ведению Правительства Российской Федерации. В этой связи пунктом 1 статьи 26 законопроекта предусматривается, что порядок подготовки и переподготовки водителей транспортных средств, а также требования к учебно-материальной базе образовательных учреждений и организаций, осуществляющих такую подготовку, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Законопроектом предусматривается исключение ранее действующей в статье 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» нормы, допускающей с семнадцатилетнего возраста к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категории «В» и категории «С» лиц, прошедших соответствующую подготовку в специализированных юношеских автомобильных школах.

Предлагаемая поправка в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» обусловлена следующими причинами.

В соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения обучение вождению на автомобиле допускается с 16 летнего возраста, а на мотоцикле с 14 лет. Данная норма закреплена пунктом 21.4 Правил дорожного движения Российской Федерации.

Подготовка водителей осуществляется на основе примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации и федеральным органом управления Государственной инспекции (пункт 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396).

Указанные требования являются едиными и обязательными для всех образовательных учреждений и иных организаций, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей транспортных средств, имеющих соответствующие лицензии.

Иными словами осуществлять подготовку несовершеннолетних учащихся вправе любая автошкола, независимо от ее организационно-правовой формы.

В этой связи сохранение права сдачи квалификационных экзаменов с семнадцатилетнего возраста для учащихся юношеских автошкол ставит в неравные условия иные хозяйствующие субъекты, наделенные правом подготовки водителей транспортных средств.

Кроме того, законодательством Российской Федерации не предусмотрена организационно-правовая форма такого учреждения, как «специализированная юношеская автомобильная школа».

Исключение согласно проекту федерального закона составляют общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также иные организации, осуществляющие подготовку водителей транспортных средств по направлениям военных комиссариатов, учащиеся которых после соответствующей подготовки будут допускаться с семнадцатилетнего возраста к сдаче квалификационных экзаменов на получение права управления транспортными средствами категории «В», «С» и подкатегории «С1».

Сохранение права сдачи экзаменов с указанного возраста в перечисленных учебных организациях целесообразно в целях обеспечения непрерывности учебного процесса учащихся, а также их подготовки к военной службе, что подкрепляется законодательством Российской Федерации в области образования и в области обороны, а также изданными во исполнение этого законодательства актами Правительства Российской Федерации:

  • постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 521 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441 «Об утверждении положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе».

В соответствии с основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения, предлагаемые изменения направлены на упорядочение допуска лиц, достигших семнадцатилетнего возраста, к сдаче квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами отдельных категорий и подкатегорий. Данные изменения не ущемляют права образовательных учреждений на профессиональную подготовку несовершеннолетних учащихся, которая регулируется законодательством Российской Федерации в области образования.

В соответствии с планом реализации мероприятий по совершенствованию порядка исполнения государственных функций и процедур, связанных с приемом квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдачей водительских удостоверений, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 1174-р, законопроектом предусматривается введение механизма аккредитации образовательных учреждений и организаций, осуществляющих подготовку (переподготовку) водителей транспортных средств, на право участия в проверке теоретических знаний и практических навыков экзаменуемых при проведении квалификационных экзаменов. Определены порядок установления требований к учебно-материальной базе образовательных учреждений и организаций, осуществляющих подготовку (переподготовку) водителей транспортных средств, а также порядок установления требований к техническим средствам контроля, предназначенным для проведения квалификационных экзаменов, и условия их применения.

Предлагаемые нормы направлены на создание наиболее благоприятных условий для граждан, желающих получить водительские удостоверения, и обеспечение надлежащего уровня их подготовки к управлению транспортными средствами.

Проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в отдельные статьи главы 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данные изменения направлены на повышение ответственности водителей мопедов и приравненных к ним транспортных средств за нарушения Правил дорожного движения, что обусловлено введением в законопроекте соответствующей категории транспортных средств в целях повышения безопасности дорожного движения.

В связи с предлагаемым установлением запрета на допуск к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений на право управления транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается дополнить новой статьей (12.321), устанавливающей ответственность должностных лиц за нарушение данной нормы закона.

 

Материал предоставлен:
© Автошкола-профи, № 1, 2011

 

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам (499) 159-7679, (925) 518-1225 моб., (977) 919-0331 моб., а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика