125212, Москва, Ленинградское шоссе, дом 46+7 (925) 518-1225, +7 (977) 919-0331

Поиск по сайту

litkin 

 

Перспектива развития системы подготовки и допуска к участию в дорожном движении водителей транспортных средств

Старший инспектор по особым поручениям Департамента обеспечения безопасности дорожного движения, Александр Валентинович Лыткин

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Как Вы знаете, в настоящее время идет реформа всех структур МВД.

1 марта вступил в действие Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции». Обратимся к статье 19 «Обязанности и права полиции» п.19, в котором говорится, что полиция обязана «осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также за деятельностью организаций, проводящих обязательный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним; регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии; осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; регистрировать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, автомототранспортные средства и прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов; осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством Российской Федерации, сопровождение транспортных средств; согласовывать маршруты транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях — тяжеловесных грузов.» Таким образом, функция приема квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений законодательно закреплена за полицией.

15 июля 2010 было выпущено Распоряжение правительства 1174-р « О Плане реализации мероприятий по совершенствованию порядка исполнения государственных функций и процедур, связанных с приемом квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдачей водительских удостоверений». Данное Распоряжение затрагивает многие вопросы нашей с вами профессиональной деятельности. В частности, предусмотрено внесение целого ряда изменений в Закон «О безопасности дорожного движения. Затем должно последовать Постановление Правительства, устанавливающее порядок аккредитации автошкол на условиях наличия в автошколе компьютерного класса для приема теоретического экзамена, учебных автомобилей, оборудованных АПК аудиовидеонаблюдения, автоматизированного автодрома. Затем МВД РФ должно разработать Административный регламент по исполнению государственной функции – приему квалификационных экзаменов. На сегодняшний день вопрос разработки и утверждения административного регламента является очень важным вопросом, поскольку это тот документ, с которым мы с Вами все будем работать, сталкиваться в процессе своей профессиональной деятельности.

Остановимся подробнее на проекте изменений к закону «О Безопасности дорожного движения». Проект был официально опубликован в интернете, и Вы могли с ним подробно познакомиться. Безусловно, это будет основополагающий акт, регулирующий отношения в сфере подготовки и допуска к участию в дорожном движении кандидатов в водители. Без принятия этого Закона невозможно создание правового поля, регулирующего нашу с Вами деятельность. Проектом устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право на управление транспортными средствами:

  • категория «А» — мотоциклы, трициклы и квадрициклы (за исключением транспортных средств, относящихся к категории «М»);
  • категория «В» — автомобили (за исключением транспортных средств, относящихся к категориям «А», «М» и подкатегории «А1»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;
  • категория «С» — автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
  • категория «D» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
  • категория «ВЕ» — автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, а разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;
  • категория «СЕ» — автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;
  • категория «DЕ» — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, а также сочлененные автобусы;
  • категория «Tm» — трамваи;
  • категория «Tb» — троллейбусы;
  • категория «M» — мопеды и легкие квадрициклы;
  • подкатегория «А1» — мотоциклы, трициклы и квадрициклы (за исключением транспортных средств, относящихся к категории «М») с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт;
  • подкатегория «С1» — автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
  • подкатегория «D1» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
  • подкатегория «С1Е» — автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12000 килограммов;
  • подкатегория «D1Е» — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, не предназначенным для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12000 килограммов.

Так же проектом предусмотрено введение механизма аккредитации автошкол на право проверки знания теории и практических навыков при проведении теоретического и первой части практического квалификационного экзамена, порядок установления требований к учебно-материальной базе автошкол, порядок установления требований к техническим средствам контроля, предназначенных для приема экзаменов и условий их применения. Соответственно, состав технических средств контроля, предназначенных для проведения квалификационных экзаменов, требования к ним, а также условия их применения будет определяться соответствующим Постановлением Правительства РФ.

Далее. По вопросу отмены самоподготовки. Практика показала, что эта норма была в свое время введена ошибочно: в процессе самоподготовки невозможно освоить программу подготовки водителей транспортных средств качественно и в полном объеме, и, безусловно, организации, предоставляющие подобного рода услуги составляют нездоровую конкуренцию образовательным учреждениям, имеющим лицензию, выполняющим требования по техническому оснащению, наличию педагогических кадров и т. д. Поэтому данной нормы нет в проекте закона.

По вопросу аккредитации автошкол и допуску их к участию в приеме квалификационных экзаменов. Действительно, в проекте Закона говорится, что «Образовательные учреждения и организации, осуществляющие подготовку (переподготовку) водителей транспортных средств, допускаются к участию в проверке теоретических знаний и практических навыков экзаменуемых при приеме квалификационных экзаменов при условии их аккредитации.

Условия и порядок аккредитации, а также порядок участия аккредитованных образовательных учреждений и организаций в проверке теоретических знаний и практических навыков экзаменуемых при приеме квалификационных экзаменов определяются Правительством Российской Федерации.»

Необходимо заострить Ваше внимание на том, что слово «участие» в данном случае говорит не о том, что образовательные учреждения будут осуществлять прием квалификационных экзаменов. Здесь речь идет о том, что та учебно-материальная база, которая будет использоваться именно при приеме этой государственной функции, должна будет соответствовать определенным нормам, которые будут установлены. И только после этого образовательное учреждение будет получать для этого аккредитацию. То есть там будет целый комплекс технических средств, соответствующий условиям аккредитации.

Что касается технического оснащения автошкол и вопроса об учебных автодромах. Никогда никто не заставлял автошколу, подчеркиваю, если она не хочет, при получении лицензии иметь автоматизированный автодром. Давайте сейчас вернемся к нормативам действующих документов. Постановление Правительства 1090 «Правила дорожного движения Российской Федерации», раздел «Учебная езда». В соответствии с этим Постановлением Правительства (п. 21.1) «первоначальное обучение вождению транспортных средств должно проводиться на закрытых площадках или автодромах». Это норма, существующая много лет, и мы все об этом знаем. Соответственно, что касается именно автоматизированных автодромов, речь идет только о приеме квалификационных экзаменов и никакого отношения к лицензированию, либо к обязательным требованиям, предъявляемым к автошколам не имеет. Применение автоматизированных систем – это добровольное желание инвестора или собственника автошколы. Безусловно, очевидны плюсы применения автоматизированных систем при приеме квалификационных экзаменов: это и увеличение пропускной способности, и отсутствие субъективного мнения экзаменатора, и возможность сдающему экзамен действительно понять, насколько он готов к управлению транспортным средством.

Итак, подводя итог выступления, я хочу подчеркнуть необходимость создания нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы подготовки водителей и приема квалификационных экзаменов. Такой путь на сегодняшний день намечен. Это выход новой редакции Закона «О безопасности дорожного движения, ряд Постановлений Правительства и административный регламент Министерства внутренних дел об исполнении государственных функций по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений.

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам (499) 159-7679, (925) 518-1225 моб., (977) 919-0331 моб., а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика