125212, Москва, Ленинградское шоссе, дом 46+7 (925) 518-1225, +7 (977) 919-0331

Поиск по сайту

 

О проектах нормативно-правовых актов, направленных на реформирование системы подготовки и допуска водителей к участию в дорожном движении

Александр Владимирович Борисов. Начальник управления надзорной деятельности Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

 

Уважаемые участники конференции!

В 2011 году зарегистрировано 25909 ДТП по вине начинающих водителей со стажем управления до трех лет. В них погибли 3258 и получили ранения 36694 человека. Доля этих водителей в общем числе виновников ДТП на протяжении нескольких лет остается стабильной и составляет 15-16%. Однако тяжесть последствий совершенных ими происшествий в сравнении с 2010 годом возросла на 9,4%.

Наряду с сокращением числа кандидатов в водители, сдавших квалификационные экзамены с первого раза, это свидетельствует о снижении уровня подготовки водителей для участия в современном дорожном движении.

В условиях либерализации системы лицензирования образовательных учреждений необходима скорейшая разработка федеральных требований к учебным организациям, осуществляющим подготовку кандидатов в водители, внедрение новых форм лицензионного контроля автошкол с участием представителей иных контрольно-надзорных органов в качестве аккредитованных экспертов.

Наметившаяся тенденция роста ДТП и количества пострадавших в них людей по вине водителей грузовиков и автобусов, принадлежащих физическим лицам, позволяет говорить о необходимости скорейшей разработки и внедрения профессиональных стандартов которые должны стать основой для дальнейшей модернизации существующих программ подготовки и повышения квалификации водителей указанных категорий транспортных средств.

Одним из первых шагов на пути повышения качества подготовки водителей на наш взгляд должно стать утверждение регламента по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений, содержащего современные формы и методы оценки навыков кандидатов в водители, в том числе с применением технических средств контроля на всех этапах приема экзаменов.

Проект административного регламента предоставления государственной услуги по приёму квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в августе-сентябре текущего года прошел процедуру общественного обсуждения путем его опубликования на сайте МВД России, согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (Минэкономразвития, Минкомсвязи, Минобрнауки, Минобороны и МИД России), рассмотрен территориальными органами управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации.

В основу проекта положена Инструкция о порядке организации работы по приему экзаменов, утвержденная приказом МВД России № 782–2000, которая с принятием регламента будет признана утратившей силу.

В подготовленной редакции проекта регламента не в полной мере учтены мероприятия, предусмотренные распоряжением Правительства от 15 июля 2010 г. № 1174-р по совершенствованию исполнения государственных функций в сфере приема экзаменов, поскольку по некоторым из них требуется внести изменения в Федеральный закон и постановление Правительства, регламентирующие допуск водителей к управлению транспортными средствами, а также издать нормативные правовые акты в сфере здравоохранения и образовательной деятельности.

Это касается возможности приема экзаменов на автомобилях с автоматической коробкой передач, организации приема граждан независимо от зарегистрированного места жительства, установления особенностей проведения экзаменов у кандидатов в водители с ограниченными физическими возможностями, а также требований к лицам, не сумевшим сдать с третьей попытки теоретический или практический экзамен.

Тем не менее, принятие данной редакции регламента позволит обеспечить поэтапный переход к применению новых форм и методов оценки теоретических и практических навыков кандидатов в водители в целях повышения объективности и качества приема экзаменов, а также устранить ряд проблемных вопросов нормативного правового регулирования экзаменационной деятельности, связанных с выполнением требований Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Прежде всего, это касается методики проведения квалификационных экзаменов, которая войдет в состав административного регламента и будет утверждена приказом МВД России. Этим же приказом начальнику Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения будет предоставлено право утверждения экзаменационных билетов и требований к программному обеспечению для автоматизированных систем, используемых при приеме теоретического экзамена.

Проект отражает современные требования к административным процедурам, связанным с приемом квалификационных экзаменов, выдачей и заменой водительских удостоверений, определяет их последовательность и сроки исполнения, критерии принятия решений и ответственность должностных лиц, а также порядок обжалования их действий в досудебном порядке.

Проектом определены исчерпывающие перечни документов, представляемых заявителями; оснований для отказа в приеме таких документов; оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги; административных процедур, выполняемых при оказании услуги, последовательность и сроки их выполнения. В этой связи усовершенствована форма заявления в Госавтоинспекцию, позволяющая отследить время выполнения отдельных процедур на основании проставляемых в ней служебных отметок.

Установлены требования к помещениям, в которых предоставляется услуга, к месту ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления услуги, а также показатели доступности и качества её предоставления подразделениями Госавтоинспекции.

По ряду процедур проектом предусматривается возможность взаимодействия с заявителем в электронной форме с использованием Единого портала государственных услуг, а также возможность проведения проверок и получения информации с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

Уже сейчас нами согласованы и используются на практике технологические карты межведомственного электронного взаимодействия с Рособрнадзором (по запросам о выданных учебным организациям лицензиям), Росздравнадзором (по запросам о лицензиях на право медицинского освидетельствования водителей транспортных средств), МИД России (по подтверждению статуса дипломатического работника).

В перспективе согласование карт такого взаимодействия с Федеральной миграционной службой по проверке паспортов и регистрации заявителей по месту постоянного или временного жительства, а также взаимодействия с Минздавсоцразвития России по проверке выданных медицинских справок о допуске к управлению транспортными средствами.

Проектом регламента несколько изменен порядок проведения теоретического экзамена. Для получения положительной оценки кандидат в водители должен будет в отведенное время правильно ответить на 20 вопросов из 20 предложенных, либо на 24 вопроса из 25 предложенных после совершения одной ошибки, либо на 28 вопросов из 30 предложенных после совершения 2-х ошибок. При неправильном ответе на два вопроса по одной и той же тематике будет выставлена отрицательная оценка за экзамен.

Будет обновлен и порядок проведения первого этапа практического экзамена, который предусматривается проводить с применением технических средств контроля на всех этапах его проведения.

Для этих целей предлагается использовать 9 упражнений для кандидатов в водители мототранспортнрых средств (ныне — 7 упражнений). Здесь добавляются два упражнения «Старт» и «Финиш», комплекс упражнений будет выполняться на время по непрерывной заданной траектории.

Для лиц с ограниченными физическими возможностями, допущенных к управлению трехколесными мототранспортными средствами или мотоциклами с боковым прицепом, экзамен будет проводиться по 5 испытательным упражнениям: «Старт», «Разгон – торможение», «Змейка», «Габаритная восьмерка», «Финиш».

При проведении экзамена у кандидата в водители транспортных средств категории В, С и D будут проверяться умения и навыки: остановки и трогания на подъеме; остановки на спуске; параллельной парковки задним ходом; движения прямым ходом с левым и правым поворотами на 90 градусов; разворота в ограниченном пространстве с заездом задним ходом в бокс. Указанные упражнения будут выполняться на время без права повтора одного из неудачно выполненных заданий.

Несколько видоизменится и комплекс заданий для кандидатов в водители составов транспортных средств категории «ВЕ», «СЕ» и «DЕ», который также будет выполняться на время.

Это постановка «Постановка к платформе задним бортом»; «Выезд от платформы на участок дороги»; «Прямолинейное движение в габаритном коридоре задним ходом»; «Прямолинейное движение в габаритном коридоре передним ходом».

Усовершенствован порядок проведения второго этапа практического экзамена. Предусматривается, что этот экзамен в дальнейшем будет поводиться с использованием аппаратно-программных комплексов аудио- видеонаблюдения.

Контрольная таблица оценочных параметров второго этапа практического экзамена уточнена в соответствии с действующими Правилами дорожного движения. В целях повышения объективности выставления оценок из перечня типичных ошибок исключены такие критерии, как: «Допустил иные нарушения ПДД»; «Неправильно оценивал дорожную обстановку»; «Не пользовался зеркалами заднего вида»; «Неуверенно пользовался органами управления транспортными средствами, не обеспечивал плавность движения»; «Допустил полную или частичную блокировку колес при торможении».

Установлены общие требования к оборудованию транспортных средств аппаратно-программными комплексами аудио- видеонаблюдения, а также порядок учета и хранения информации, полученной в ходе проведения экзамена.

В целях сохранения преемственности с ранее действовавшими механизмами приема экзаменов и обеспечения возможности поэтапного перехода на применение технических средств контроля выполнения заданий экзаменуемыми новая методика рассчитана на равную возможность её применения, как на обычной площадке, так и на площадке, оборудованной автоматизированной системой контроля.

В настоящее время прорабатывается вопрос, касающийся учебных организаций, желающих осуществлять подготовку водителей на автоматизированных автодромах, состоящих из двенадцати упражнений.

Предполагается, что положительная оценка, полученная на итоговом аттестационном внутреннем экзамене в такой автошколе, одновременно будет засчитана как положительная оценка первого этапа практического квалификационного экзамена в Госавтоинспекции.

Данная методика ориентирована на применение любого отечественного либо импортного оборудования, соответствующего требованиям к автоматизированной системе. Поэтому любые технические решения, которые обеспечивают её выполнение, могут быть применимы на практике.

Предлагаемые решения не исчерпывают мер, намеченных к реализации в целях совершенствования подготовки и допуска к участию в дорожном движении водителей транспортных средств.

Предлагается также внести изменения, касающиеся требований к экзаменатору, согласно которых экзаменатор должен иметь:

  • документ о прохождении специальной профессиональной подготовки (переподготовке);
  • возраст не моложе 25 лет;
  • высшее образование;
  • водительское удостоверение на право управления транспортными средствами тех категорий, по которым будет проводиться практический экзамен;
  • стаж управления транспортным средством не менее 5 лет по категории «В» или «С».
  • экзаменатором не может быть лицо, которое в течение последних трех лет до его назначения на должность было лишено права управления транспортными средствами или неоднократно в течение года подвергалось административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения.

В этой связи в ближайшее время предстоит проработка вопросов, касающихся подбора кандидатов на должность экзаменатора на основе их психодиагностического обследования с целью определения готовности к профессиональной деятельности, наличия таких качеств, как уравновешенность, умение избегать конфликтов, сдержанность, собранность в критических ситуациях.

Разработка программы подготовки кандидатов в экзаменаторы, которая должна предусматривать, кроме изучение организационно-правовых основ деятельности экзаменационных подразделений Госавтоинспекции, углубленную психологическую подготовку, практические занятия на базе действующих экзаменационных подразделений, включающие в себя работу с документами заявителя, участие в приеме квалификационных экзаменов, вождение транспортных средств различных категорий. Данная подготовка должна завершаться экзаменом и подтверждаться свидетельством об окончании обучения..

Открытие специальных центров по подготовке и повышению квалификации экзаменаторов.

Кроме того, в связи с предстоящим утверждением административного регламента, целесообразно проведение перерасчета штатной численности сотрудников экзаменационных подразделений с учетом количества обслуживаемого населения, географического положения региона, его социально-экономического развития и основанном на оценке уровня удовлетворенности заявителей полнотой, качеством и доступностью предусмотренных регламентом административных процедур.

 

Благодарю за внимание.

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам (499) 159-7679, (925) 518-1225 моб., (977) 919-0331 моб., а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика