125212, Москва, Ленинградское шоссе, дом 46+7 (925) 518-1225, +7 (977) 919-0331

Поиск по сайту

 

Модернизация системы непрерывной профессиональной подготовки водителей, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов

Владимир Иванович Чуков. Президент Российской ассоциации профессионального транспортного образования.

 

В Российской Федерации непрерывная подготовка водителей-профессионалов, как система, отсутствует.

Существовавшая в рамках автотранспорта общего пользования РСФСР система стажировок и периодической переподготовки водителей в АТП утрачена, за редким исключением, практически повсеместно.

Ничего принципиально нового за последние четверть века не привнесено в этой области, за исключением организации в 1994 году специальной подготовки водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов. Но и она в настоящее время находится в состоянии стагнации.

Допуск водителей к профессиональной деятельности ограничивается фактически допуском к управлению ТС.

Вместе с тем имеется значительный международный опыт в данной области. К сожалению, невостребованный в Российской Федерации.

В первую очередь это рекомендации Сводной резолюции о дорожном движении (2009 г.) КВТ ЕЭК ООН, определившие основные вопросы и направления развития мировой системы профессионального обучения водителей. Среди них.

Минимальные требования в отношении профессионального обучения инструкторов вождения.

Минимальные требования в отношении профессионального обучения вождению — объём обучения: теоретического и практического.

Руководящие принципы для методов профессионального обучения — теоретического и практического.

Дополнительные минимальные требования для обучения профессиональных водителей, предусматривающие вопросы: эксплуатационной безопасности; техники вождения; крепления грузов; актуальные проблемы БДД; ПДД и взаимоотношений с компетентным органом.

Содержательны и во многом также могут быть полезны для Российской Федерации требования директивы Европейского парламента и Совета ЕС (2003 г.) «О базовой квалификации и периодической переподготовке водителей определённых средств автомобильного транспорта, занятых на перевозке товаров или пассажиров».

Ассоциация в течение ряда лет пытается привлечь внимание государства к этой проблеме.

Однако действительность такова, что органы управления образованием сориентированы на работу с государственными, муниципальными образовательными учреждениями и на уровни образования. Органы управления в области транспорта полномочиями в сфере профессиональной подготовки водителей ненаделены.

В этих условиях подготовка водителей, осуществляемая на 90% в негосударственном секторе, не имеет необходимой государственной поддержки, обеспечивающей её стабильность и устойчивое развитие.

Обнадеживающим в решении этой проблемы было совещание у Президента РФ Д. А. Медведева по вопросам безопасности дорожного движения, состоявшееся в августе 2009 года с участием представителей Ассоциации и BOA.

В поручениях Президента РФ по итогам совещания Минобрнауки России совместно с МВД России было поручено обеспечить разработку и утверждение Порядка проведения профессиональной подготовки и переподготовки водителей ТС, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов на регулярной основе.

У заместителя Министра транспорта РФ Н. С. Лямова в августе же состоялось совещание по данной проблеме, на котором был рассмотрен в 1м чтении проект приказа Министерства «Об утверждении Порядка
профессионального отбора и профессиональной подготовки лиц, непосредственно связанных с движением».

Обсуждалась эта проблема и год спустя, в июне 2010 года, на расширенном заседании коллегии Минтранса РФ.

Однако ни Порядок, ни приказ разработаны и утверждены не были.

Учитывая это, Ассоциацией была разработана и направлена в Правительство РФ Целевая программа модернизации системы непрерывной профессиональной подготовки водителей, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов на 2012—2015 годы (пилотный проект).

Программа соответствует Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, концепции развития образования на 2011—2015 годы и Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.

В настоящее время Минтрансом России рассматривается возможность утверждения представленной Ассоциацией Целевой программы для реализации её мероприятий на основе совместного договора или соглашения.

Целью Программы является обеспечение доступности качественной непрерывной профессиональной подготовки водителей, соответствующей требованиям инновационного социально ориентированного развития автотранспортной отрасли Российской Федерации.

Этим она принципиально отличается от ФЦП «Обеспечение безопасности дорожного движения в период 2006—2012 годов».

Задачами Программы являются:

  • приведение содержания и структуры непрерывной профессиональной подготовки водителей в соответствие с потребностями рынка труда;
  • создание системы оценки качества подготовки и сертификации профессиональной компетенции водителей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

  • увеличение объёма образовательных услуг в автотранспортной отрасли минимум в 2 раза;
  • создание и внедрение новых образовательных программ в области профессиональной подготовки водителей;
  • внедрение процедур независимой оценки образовательных организаций, осуществляющих непрерывную подготовку водителей-профессионалов;
  • оснащение современными транспортными средствами, компьютерными тренажерами и программным обеспечением образовательных организаций, осуществляющих непрерывную профессиональную подготовку водителей по инновационным образовательным программам;
  • формирование сети экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации профессиональных компетенций водителей;
  • кооперирование образовательных организаций с автоперевозчиками для формирования устойчивых 2сторонних связей по поддержанию процессов непрерывной профессиональной подготовки водителей.
  • Программа должна быть реализована в 2 этапа.

На 1м этапе (2012—2013 годы) должны быть сформированы основные проекты модернизации федеральной системы непрерывной профессиональной подготовки водителей, включающие в себя ряд новых взаимоувязанных направлений.

Эти проекты должны быть реализованы образовательными организациями, осуществляющими свою деятельность в субъектах Российской Федерации, при поддержке региональных органов исполнительной власти и участием бизнес-сообщества автотранспортников.

В результате выполнения 1го этапа должны быть получены устойчивые модели для дальнейшего внедрения преобразований и оценки их результативности.

На 2м этапе (2014—2015 годы) предстоит завершить начатые изменения в организации непрерывной профессиональной подготовки водителей на всей территории субъектов РФ, включённых в пилотный проект.

Решение задач Программы будет обеспечиваться путём проведения соответствующих мероприятий.

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам (499) 159-7679, (925) 518-1225 моб., (977) 919-0331 моб., а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика