15 ноября вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях.
В частности теперь в некоторых случаях больше не потребуются понятые на дороге. Их заменит видеосъемка. Водители мопедов станут отвечать за нарушения правил точно так же, как и водители автомобилей. А тем, кто пытается уйти от ответственности, заклеивая изолентой фрагменты номера, будет грозить суровое наказание. На вопросы читателей по изменениям в КоАП РФ в редакции «Российской газеты» ответил заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-майор полиции Владимир Кузин. Вместе с ним на вопросы отвечал начальник отдела обеспечения правоприменительной деятельности ГУОБДД МВД России подполковник полиции Андрей Клименко.
У нас 15 ноября вступили в силу поправки, которые касаются видоизменения регистрационных знаков. Заклеивание букв и цифр номеров теперь повлечет за собой серьезное наказание? Также на дорогах появились номера-перевертыши. Какая ответственность грозит их владельцам?
Владимир Кузин: Решение этой проблемы было просто необходимо. К сожалению, законопослушание наших граждан пока остается на довольно-таки невысоком уровне. Люди продолжают нарушать правила дорожного движения, но при этом стараются избежать наказания любыми способами. Одним из самых популярных стало сокрытие регистрационного номера. Но все чаще применяются другие способы ухода от наказания.
При фотовидеофиксации прибор абсолютно беспристрастно фиксирует нарушения. Программное обеспечение определяет нарушителя именно по реквизитам транспортного средства. То есть по государственному регистрационному знаку. Но водители пошли на различные хитрости: каким-нибудь образом спрятать знак, чтобы его не распознали. В этой ситуации законодатель решил немножко подправить норму. Она осталась в том же виде, только добавились те ситуации, которые не были раньше предусмотрены. В том числе видоизменения знака при помощи соответствующих материалов. Кроме того, некоторые наклеивают куски белой или черной изоленты так, чтобы номер читался по-другому. А за это уже наступает более серьезная ответственность — управление автомобилем с подложными регистрационными знаками.
Недавно на «Youtube» появился ролик тестирования устройства, переворачивающего номер. Номер виден четко. Этот ролик могли бы рассмотреть в ГАИ и предъявить претензии владельцу?
Андрей Клименко: Ответственность по части 2 статьи 12.2 за управление транспортным средством, оборудованным таким устройством, если оно тестируется где-то в гараже, не может быть применена. Но если оно тестируется на улице и возможно установить, где это происходит, то есть адрес, тогда можно привлечь. Уже сама по себе установка этого приспособления, независимо от его использования или неиспользования, подпадает под действие части 2 статьи 12.2. Если в ГИБДД кто-нибудь направит соответствующее обращение, если будет указано место применения этого устройства, то владельца этого транспортного средства обязательно привлекут к административной ответственности.
Вопрос от Александра из Хабаровска. С 15 ноября 2014 года штраф за отсутствие водительского удостоверения категории «М», в соответствии с поправками в кодекс, будет составлять от 5 до 15 тысяч рублей. А за передачу управления лицу, не имеющему прав,— 30 тысяч рублей. Сдать экзамен на категорию «М» сегодня невозможно. Автошколы выпустят первых курсантов по новым программам уже в декабре, а регламент в лучшем случае появится через 3–4 месяца. Соответственно, как сдавать экзамены на автомобиле с коробкой-автоматом, как сдавать на скутеры, и т. д.?
Владимир Кузин: Как сдавать — это не совсем мой вопрос. Что касается ответственности за то, что у гражданина отсутствует право управления. Закон суров, но это закон, и мы его обязаны выполнять. Если закон определил, что для управления транспортным средством, в данной ситуации категории «М», необходимо иметь право управления, значит, его надо иметь. За неисполнение этой обязанности установлена ответственность. Поэтому, естественно, выезд на дорогу общего пользования на транспортном средстве данной категории на сегодняшний день невозможен для лиц, которые не имеют права управления.
Владимир Баршев
«Российская газета»
gibdd.ru