125212, Москва, Ленинградское шоссе, дом 46+7 (925) 518-1225, +7 (977) 919-0331

Поиск по сайту

dejurnyiДежурный Леонид Игоревич
Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения,
Москва, Россия

 

Основной задачей обеспечения безопасности дорожного движения является снижение смертности, инвалидности, сроков временной утраты трудоспособности. Снижение аварийности и предупреждение травматизма являются главными мероприятиями, направленными на решение этой задачи. Однако если травма все-таки произошла, то своевременное и эффективное оказание помощи пострадавшим способно существенно повлиять на результаты лечения и исход травмы.

Одним из важных и самым первым видом помощи на месте происшествия является первая помощь. Давайте определимся с понятиями. Что же такое первая помощь.

Первая помощь – это комплекс простейших мероприятий организационно-медицинского характера, которые выполняются на месте происшествия непосредственно после получения пострадавшим травмы или возникновения у него острого заболевания. Цель оказания первой помощи заключается в устранении и предупреждении развития состояний, которые могут угрожать жизни и здоровью пострадавших и окружающих до прибытия медицинского персонала. Не подразумевается при оказании первой помощи ни проведение лечения пострадавшего, ни выполнение сложных и опасных манипуляций. Все действия первой помощи предельно просты и при минимальном навыке выполнимы каждым гражданином, в том числе и водителем. Не требуется также постановка диагноза. Действия заключаются в устранении очевидных или предполагаемых нарушений, и осуществляются по несложному четкому алгоритму.

Что касается терминологии, то, к сожалению, в настоящее время для обозначения первой помощи даже в нормативных документах употребляется множество различных терминов.

Но с момента введения Федеральным Законом № 267-ФЗ от 25 ноября 2009 года в «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» статьи 19.1. «Первая помощь», употреблять необходимо только этот тер-мин, а терминология всей ведомственной и региональной нормативной документации должна быть приведена в соответствие с этим законом.

В частности это касается правил дорожного движения, где в п.2.5. говориться, что

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

  • принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь».

Эта формулировка требует серьезной коррекции. Во-первых, и доврачебная и медицинская помощь являются лицензируемыми видами деятельности и поэтому никак не могут оказываться водителем, во вторых, почему только водитель при-частный к ДТП, тем более, что он может сам пострадать? А водители – очевидцы происшествия? В третьих — почему обязан? Если не существует санкций за неоказание первой помощи, то какая же это обязанность? И, наконец, что собой представляют «возможные меры». Понятие очень расплывчато и неконкретно.

Тем более, что приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2010 г. N 353н «О первой помощи» утвержден перечень мероприятий по оказанию первой помощи и он достаточно конкретен.

Кроме того, в данном пункте правил не говорится о необходимости использования для оказания первой помощи Аптечки первой помощи (автомобильной).

Аптечка в правилах упоминается только в одном месте, в перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств 7.7. Отсутствуют: на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах — медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27–99.

Причем, судя по формулировке, это может быть любая медицинская аптечка, например аптечка матери и ребенка, а не аптечка первой помощи (автомобильная) утвержденная приказом Минздрава.

Поэтому правила дорожного движения нуждаются в коррекции пунктов имеющих отношение к оказанию первой помощи.

Теперь определившись с основными понятиями первой помощи, рассмотрим роль водителя в ее оказании. Оказание первой помощи водителями транспортных средств способно устранить или минимизировать некоторые ранние осложнения травмы и поддержать жизнь пострадавшего до прибытия бригады скорой медицинской помощи. Поэтому в настоящее время этому вопросу уделяется много внимания.

Необходимо отметить, что водители составляют особую группу участников оказания первой помощи. Во-первых, они могут быть непосредственными участниками ДТП и могут сами пострадать. Поэтому для них, в отличие от других участников оказания первой помощи, актуальными являются вопросы самопомощи. Во-вторых, будучи участниками или свидетелями ДТП, водители являются самыми первыми, кто может устранить поражающие факторы и ранние осложнения травмы. В-третьих, это самая массовая группа участников (десятки миллионов человек). Учитывая это, даже минимальное участие их в оказании первой помощи пострадавшим суммарно может дать значительный медицинский, социальный и экономический эффект.

При этом водители являются самой неорганизованной группой участников оказания первой помощи. Это люди раз-личных возрастов, специальностей, с различным образованием и так далее, что определяет необходимость аккуратного и взвешенного подхода к любым мероприятиям, направленным на эту группу участников оказания первой помощи, а также требует всестороннего и комплексного изучения и прогнозирования результатов нововведений. В противном случае любые мероприятия могут не дать ожидаемого результата, вызвать негативную реакцию и, в конечном счете, даже ухудшить ситуацию с оказанием первой помощи пострадавшим в ДТП.

Одним из важных направлений является улучшение подготовки к оказанию первой помощи кандидатов в водители.

Для этого Министерством образования и науки Российской Федерации 18 июня 2010 г. приказом N 636 были утверждены новые примерные программы подготовки водителей. В них содержится и обновленная программа подготовки по пер-вой помощи, разработанная в соответствии с концепцией развития первой помощи создаваемой Минздравсоцразвития и учитывающая новый состав автомобильной аптечки, который вступил в действие с 01 июля 2010.

Однако это лишь первый шаг к предстоящей большой работе по созданию системы обучения водителей правилам оказания первой помощи. Самое интересное и непростое начинается на этапе внедрения, так как реальное выполнение про-граммы всеми учреждениями, производящими подготовку водителей и определит окончательный успех и возможность по-влиять на частоту и качество оказания первой помощи при ДТП.

При этом необходимо понимать, что только лишь изменение программы обучения может не дать ожидаемого результата. Конечно после внедрения разрабатываемых лицензионных требований, организации, производящие подготовку водителей, будут вынуждены их выполнять для получения лицензии. Но на практике, после ее получения, некоторые организации или большинство могут и не производить подготовку водителей по первой помощи, что во многих случаях происходит в настоящее время. И вся проведенная работа по разработке программы, ее согласованию и утверждению окажется бессмысленной, а пострадавшие будут продолжать погибать от совместимых с жизнью повреждений в результате отсутствия у водителей самых элементарных знаний и навыков по первой помощи. Кроме того, гибель пострадавших в ДТП будет усугублять юридическую ответственность виновника ДТП, которая могла бы быть снижена, если бы он или окружающие выполнили простейшие жизнесберегающие действия.

Почему же подготовка по первой помощи может оказаться неэффективной? Связано это с тем, что в настоящее время ни персонал автошкол, ни водители не имеют мотивации к проведению полноценных занятий по первой помощи. Автошколы, таким образом, могут экономить средства, а водители личное время. Причем автошколы, которые выполняют требования программы по первой помощи не полностью, а особенно те, которые вовсе не выполняют, получают конкурентное преимущество, т. к. могут предъявлять кандидату в водители меньшую цену за обучение. Утверждение новой программы может не изменить данную ситуацию.

Почему так происходит? Связано это с отсутствием контроля за полученными знаниями и навыками при действующем порядке приемки экзаменов в ГИБДД. Как вы знаете, в настоящее время на экзамене в ГИБДД частично контролируются только теоретические знания по первой помощи, в каждый билет входит один вопрос, а практические навыки вообще не проверяются. Ответы на тестовые вопросы, как правило, заучиваются без получения представления об оказании первой помощи в реальных условиях. К сожалению, на основе этого невозможно оценить степень готовности будущего водителя к оказанию первой помощи при ДТП.

Отсутствие при сдаче экзамена раздела по практическим навыкам приводит к тому, что ни водители, проходящие самостоятельную подготовку, ни автошколы не уделяют этому разделу должного внимания. Совершенно логично, что если конечной целью подготовки в автошколе является успешная сдача экзамена в ГИБДД, то основное внимание уделяется только тем разделам, которые влияют на результат. В итоге самостоятельная подготовка водителей и подготовка в автошколах не дает достаточных знаний и практических навыков по оказанию первой помощи.

Можно предположить, что ситуация могла бы быть исправлена проведением постоянных проверок соблюдения лицензионных требований органом, выдавшим лицензию. Однако это вряд ли даст существенный результат, т. к. в ходе проверки возможно проведение «показного занятия». Кроме того, это потребует от лицензирующих органов дополнительных ресурсов.

Таким образом, для изменения качества подготовки водителей по оказанию первой помощи необходима постоянно действующая функция контроля. Создание такого контроля возможно путем изменения порядка приема экзаменов в ГИБДД, т. е. внедрения полноценного теоретического и практического экзамена по первой помощи. Это будет существенным мотивирующим фактором, как для автошкол, так и для водителей и вынудит как тех, так и других относиться к подготовке по первой помощи с должным вниманием. Кроме того, это поставит в равные условия и автошколы пытающиеся проводить подготовку на высоком уровне и выполняющие все требования программы и автошколы, экономящие средства на обучении первой помощи, а также и водителей проходящих самостоятельную подготовку.

Важность полноценного экзамена по первой помощи при получении водительского удостоверения подтверждается отражением данной темы в «Перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам повышения безопасности дорожного движения 6 августа 2009 г.».

При этом в 2009 году в рамках выполнения мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах» Минздравсоцразвития России была проведена работа по изучению возможностей изменения порядка приема экзаменов в ГИБДД, разработана принципиальная схема проведения экзамена по первой помощи и подготовлены проекты необходимых нормативных документов.

Однако, учитывая массовость подготовки водителей, прежде чем принимать новую систему приема экзамена по первой помощи для водителей транспортных средств, будет целесообразно собрать и проанализировать мнение руководителей автошкол и сотрудников ГИБДД о возможности и необходимости изменения правил сдачи экзамена, а также провести полноценную апробацию новой схемы в 1-2-х пилотных регионах для выявления всех возможных негативных последствий, отработки методики приема экзаменов, а также возможной корректировки правил приема экзамена и соответствующих нормативных документов.

Еще одной проблемой, с которой столкнутся автошколы при внедрении новой программы, является проблема преподавателей первой помощи.

Согласно действующему законодательству, занятия по первой помощи должны проводиться, цитирую, «дипломированными медицинскими работниками». Исходя из этого, преподавателями первой помощи в автошколах являются, как правило, врачи, медицинские сестры или фельдшера самых различных специальностей. При этом они не проходили дополни-тельной подготовки по вопросам оказания первой помощи, а также по основам педагогики, так как этого от них не требуют правила лицензирования автошкол. При приеме на работу достаточно предъявления диплома.

Исходя из вышесказанного, подразумевается, что любой выпускник медицинского ВУЗа после окончания обучения автоматически может стать преподавателем правил оказания первой помощи, не проходя дополнительной подготовки.

Рассмотрим теперь, насколько подготовка выпускника медицинского ВУЗа достаточна для этого.

Основными задачами первой помощи являются проведение сердечно-легочной реанимации и остановка наружного кровотечения.

Исследование программы обучения студентов медицинских ВУЗов показало, что изучение студентами правил сердечно-легочной реанимации производится в рамках общего цикла анестезиологии и реаниматологии на 3-м и 6-м курсах. На третьем курсе студентам читается одна двухчасовая лекция «Терминальные состояния. Клиническая смерть», включающая теоретические основы сердечно-легочной реанимации. Отработке практических навыков отводится всего 3 часа, за которые навыки сердечно-легочной реанимации должны получить все студенты группы. На шестом курсе вопросы и практические занятия по проведению сердечно-легочной реанимации в тематику цикла не входят.

Правила остановки кровотечения изучаются также на третьем курсе на кафедре общей хирургии, где и отрабатываются практические навыки. В последующем с вопросами остановки кровотечения при травмах студент сталкивается только теоретически при изучении военно-полевой хирургии. Практические навыки и правила остановки кровотечения не повторяются.

Кроме этого, вопросы первой помощи изучаются, как правило, по остаточному принципу, поскольку будущие специалисты планируют быть врачами, а не преподавателями первой помощи в автошколах.

Также отметим, что на протяжении всего периода обучения в медицинском ВУЗе теоретические и практические навыки преподавания какой-либо дисциплины, в том числе и первой помощи, не предусматриваются.

Таким образом, в настоящее время правила оказания первой помощи в автошколах, как правило, преподают врачи, коротко ознакомившиеся с вопросами первой помощи лишь на третьем курсе медицинского ВУЗа, и то, в сущности, по оста-точному принципу. Соответственно, начиная преподавание первой помощи, врач-преподаватель ограничивается студенческим багажом знаний, иногда полученным им много лет назад, и данными из учебной литературы по первой помощи. Одна-ко качество последней оставляет желать много лучшего, поскольку используемая литература разнообразна и зачастую со-держит ошибки и устаревшие методики.

Я хотел бы задать присутствующим один риторический вопрос. Какое качество подготовки водителей можно было бы ожидать, если бы правила дорожного движения и вождение им преподавал человек, получивший 15–20 лет назад права, не управлявший или практически не управлявший за эти годы автомобилем и не повторявший правила дорожного движения, не имеющий педагогического опыта и использующий для преподавания старую версию правил, ту по которой он учился сам.

Ответ очевиден. Так вот в преподавании первой помощи дела обстоят именно так.

Выходом из сложившейся ситуации могла бы быть последипломная подготовка по вопросам оказания и преподавания первой помощи. Однако, в настоящее время в России такая подготовка практически не ведется. Причин несколько. Во-первых, в России практически нет специализированных организаций, производящих данную подготовку. Во-вторых, в настоящее время подобная подготовка в принципе не возможна, т. к. в «Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов», утвержденном Министерством труда РФ, наименование должности «преподаватель первой помощи», «инструктор первой помощи» или подобной, отсутствует. Следовательно, программы обучения преподавателей и инструкторов первой помощи не могут быть утверждены, невозможна выдача сертификата по окончании обучения, а организация, планирующая проведение подготовки преподавателей или инструкторов первой помощи, не может получить лицензию на право ведения образовательной деятельности. В третьих, у потенциального преподавателя нет никакого мотива для прохождения такой подготовки, требующей от него финансовых и временных затрат, т. к. действующее законодательство не требует от него этого.

Полноценная подготовка необходимого числа преподавателей первой помощи процесс долговременный, требующий системного подхода, внесения изменений в нормативную документацию, создания системы подготовки преподавателей и прочее. Поэтому на первом этапе будет полезным хотя бы следование утвержденной программе обучения и обязательное использование всеми преподавателями разработанного Минздравсоцразвития «Учебно-методического комплекса», содержащего все необходимые материалы, как для водителя, так и для преподавателя. Это позволит хотя бы унифицировать под-готовку, привести ее к современному уровню знаний, исключить устаревшие методики. Также автошколам необходимо будет приобрести утвержденные в программе обучения типовые учебные материалы и оборудование, потому что оказание первой помощи – это практические действия и изучать их только лишь по учебникам или плакатам неэффективно.

Создание системы подготовки по первой помощи непростой и кропотливый процесс. Но он с одной стороны неизбежен, так как вопросы первой помощи широко обсуждаются сейчас на самых разных уровнях, с другой стороны направлен на благое дело, спасение жизни пострадавших. При этом надо помнить, что, не дай Бог конечно, жертвами ДТП можем стать мы сами или наши близкие.

При этом в создании системы подготовки нет ничего невозможного. Главное совместными усилиями сделать этот процесс поступательным, избежать каких-либо революций и возникновения негативного отношения к нововведению и к первой помощи в целом. Иначе ее никто не будет оказывать. Так же на этапе внедрения необходимо, чтобы никто не пострадал, по крайней мере, существенно. Ни водители, ни автошколы. Процесс не должен привести к существенному повышению цены за обучение, большой финансовой нагрузке на автошколы, а также к возникновению непреодолимых проблем при лицензировании. Иначе негативная шумиха вокруг данной проблемы приведет к снижению и без того невысокой мотивации к оказанию первой помощи.

Конечно, за короткий срок изменить ситуацию радикально не удастся, водители уже получившие права не будут обучаться первой помощи в автошколе. Но давайте создадим массовый уровень готовности к оказанию первой помощи хотя бы для наших детей. И тогда, возможно, что мы когда-нибудь достигнем уровня Голландии, где первую помощь оказывают в 100% случаев, причем даже дети и подростки, и таким образом дадим шанс пострадавшим дожить до прибытия скорой медицинской помощи и выжить.

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам (499) 159-7679, (925) 518-1225 моб., (977) 919-0331 моб., а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика