Примерные программы до 01.09.2022 | Примерные программы с 01.09.2022 |
Утверждено 49 примерных программ. Приказом Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» утверждено 28 примерных программ, 16 из которых – программы профессиональной подготовки, 10 – переподготовки на различные категории, подкатегории транспортных средств и 2 – программы повышения квалификации. Приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2015 г. N 486 «Об утверждении примерных программ переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» утверждены 21 примерная программа переподготовки соответствующих категорий и подкатегорий. | Утверждено 58 примерных программ. Приказ включает в себя 9 новых программ. Программы переподготовки водителей с категории «А» и «М», подкатегории «А1» на категорию «В». Данная переподготовка с категорий и подкатегорий мототранспортных средств («А», «А1», «М») на категорию «В» (легковой автомобиль) очень востребована. Реализация Приказа позволит гражданам пройти переподготовку, не изучая базовый цикл и отдельные учебные предметы специального цикла, с большой экономией временных и финансовых затрат. Программы переподготовки с категории «Tb» (троллейбус) на категории «B», «С», «D» и подкатегории «B1», «С1», «D1». Данные программы позволят решить социально значимый является вопрос массового перепрофилирования водителей троллейбусов на водителей электробусов, которые в настоящее время массово запущены в эксплуатацию. |
Содержат нормативные правовые акты, утратившие силу с 1 января 2021 года: порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292. | Включены действующие нормативные правовые акты: порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 26 августа 2020 г. № 438 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 сентября 2020 г., регистрационный № 59784), профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанные в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 282 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 ноября 2020 г., регистрационный № 61070). |
Данные темы не были предусмотрены: - автоматизированные системы вождения;
- изучение особенностей управления транспортным средством с высокой степенью автоматизации.
| В целях создания условий для использования водителями транспортных средств с высокой степенью автоматизации управления примерные программы дополнены блоком «Электронные системы помощи водителю» раздела «Устройство транспортных средств» изучением, в том числе, иных автоматизированных систем вождения. В блок «Приемы управления транспортным средством» раздела «Учебный предмет «Основы управления транспортными средствами»» включено изучение особенностей управления транспортным средством с высокой степенью автоматизации. Мотивами внесения данных изменений является пункт 18 плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению «Автонет», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2018 г. № 535-р. |
Иное распределение количества часов по вождению. Недостаточно часов в условиях дорожного движения для успешной сдачи экзамена в ГИБДД. | В разделе «Вождение транспортных средств» сокращено количество учебных часов в разделах, относящихся к первоначальному обучению вождению и увеличено количество часов на обучение в условиях реального дорожного движения. Категория «В»: 18 часов площадка, 38 часов — город. Такое соотношение примерно во всех программах. Это сделано в связи с вступлением с 1 апреля 2021 года новых правил приема экзаменов в ГИБДД, где большинство испытаний проходит в условиях реального дорожного движения. |
Вождение на автомагистралях не предусмотрено. | Усилен акцент на знание безопасных действий по управлению транспортным средством в различных ситуациях, включая движение по автомагистралям. Ранее учебное вождение по автомагистралям было запрещено, но с 2021 года такой запрет в правилах дорожного движения снят, и эта тема была добавлена с тем, чтобы начинающие водители имели опыт вождения на скоростных трассах. |
Темы по управлению электромобилями не предусмотрены. | Включены темы по особенностям управления электромобилями, поскольку данный вид транспорта активно развивается. |
Обязательное требования в материально-технической базе: наличие двигателя и деталей в разрезе при реализации примерных программ категорий «С», «D». | Учебно-наглядные пособия по устройству автомобиля теперь допустимо представлять в виде плаката, стенда, макета, планшета, модели, схемы, кинофильма, видеофильма, мультимедийных слайдов. |