Количество экзаменов на получение прав снизилось, а количество водителей, получивших права, осталось на том же уровне. То есть количество успешно сдавших экзамены выросло. Выросла их подготовка. Что на это повлияло? Новые требования к экзаменам в Госавтоинспекции на водительские удостоверения вступили в силу с 1 апреля. Как они сказались на водительском мастерстве кандидатов на получение прав?
Как пояснил начальник отдела организации экзаменационной деятельности и предоставления государственных услуг ГУОБДД МВД России полковник полиции Николай Гиляков, количество проведенных экзаменов снизилось на 430 тысяч. В тоже время количество выданных водительских удостоверений осталось на том уровне. То есть кандидаты в водители стали подходить более ответственно к делу и лучше готовиться.
Напомним, что с 1 апреля этого года действуют новые требования по приему экзаменов на право управления транспортными средствами. Новаций было много. Как усиливающих, так и облегчающих жизнь кандидата в водители. Из усиливающих можно назвать увеличение сроков пересдачи экзамена для тех, кто не сдал с третьего и последующих раз. Например, если не сдал три раза подряд, то следующий экзамен раньше назначался не ранее одного месяца со дня проведения предыдущего несданного экзамена, а теперь назначается не ранее чем через 6 месяцев, но не позднее чем через 9 месяцев. И вот тут уже возникают вопросы. Дело в том, что срок действия медсправки не безграничен — один год. Время на обучение, экзамены и — подходим к этой грани. В общем, чтобы не попасть в такую ситуацию, осваивать азы вождения нужно сразу и в полном объеме.
Итого, согласно статистике Госавтоинспекции, количество успешных сдач экзаменов для автотранспорта с первого и второго раза выросло. А с четвертого — уменьшилось. Мало кому хочется ожидать 6 месяцев до следующей пересдачи. За это время можно и все полученные ранее навыки растерять. Вот и осваивают материал, а также нарабатывают опыт вождения более серьезно и качественно.
Теперь из общего количества проведенных теоретических экзаменов 40,7% было сдано с первого раза. А до реформы было — 36,5%. Со второго раза — 14,1% экзаменов, было — 12,9%. Количество третьих и четвертых попыток — сократилось.
Из общего количества проведенных практических экзаменов на право управления автомобилями 14,7% экзаменов было сдано с первого раза, рост составил 3,6%. Со второго раза количество успешно сданных экзаменов выросло на 4,2%. А с третьего раза — на 1,6%. При этом количество сданных экзаменов с четвертого и более раз уменьшилось на 2,5%. То есть таким образом сократилась нагрузка на подразделения Госавтоинспекции при приеме экзаменов. Их просто меньше надо принимать.
Напомним, что в свое время, некоторые кандидаты в водители не особо заботились подготовкой к этим экзаменам. Они просто приходили в Госавтоинспекции сдавать экзамены и на них оттачивали свое мастерство вождения. Именно по этой причине и были введены довольно жесткие сроки пересдачи. С «сырым материалом» даже сотрудники Госавтоинспекции работать не хотят.
На более успешную сдачу практического экзамена повлияло еще и то, что была изменена система оценки нарушений кандидатов в водители. Напомним, изначально у нас было два практических экзамена: площадка и город.
Потом два экзамена превратились в один. Город. Который объединил в себе элементы обоих. При этом система набранных штрафных баллов оставалась неизменной. Набрал 5 баллов — свободен до следующего экзамена.
Новая система оказалась более жесткой. Пять баллов — за все нарушения на практике. Однако это оказалось перебором. Ведь, по сути, в нее включалось два экзамена. Оценку пересмотрели. И теперь вместо 5 штрафных баллов предусматривается 7. Это тоже дало некое послабление на приеме экзаменов. И, возможно, увеличение числа сдавших экзамен благополучно, заслуга именно этого фактора. Хотя два балла туда, два балла сюда — не велика разница.
Согласно статистике Госавтоинспекции, количество успешных сдач экзаменов для автотранспорта с первого и второго раза выросло. А с четвертого — уменьшилось
Кроме этого увеличена минимальная ширина места разворота с 5 до 7 метров при выполнении разворота транспортного средства в ограниченном пространстве (при ограниченной ширине проезжей части) с использованием движения задним ходом. И это тоже сделано неспроста. Дело в том, что в прежний габарит не все машины могли вписаться.
Исключена проверка навыков остановки и начала движения на спуске. Если раньше на горке проверялось, как человек может в нее тронуться, а потом может ли остановиться при спуске с нее, то теперь проверяется, может ли он тронуться на подъеме без отката. А так как дело происходит в реальных дорожных условиях, то и бессмысленной стала проверка того, может ли он остановиться при спуске.
Не столь давно в Верховном суде рассматривалось дело о не назначении штрафных баллов при неуверенном пользовании приборами управления транспортного средства. Однако суд данные требования не удовлетворил. Действительно, если водитель не умеет включать поворотник, фары, переключать передачу, наверное, ему надо немного подучиться.
Как пояснил Николай Гиляков, в экзаменационном листе конкретизированы ошибки при оценке навыков уверенного пользования органами управления транспортного средства. И в конечном итоге кандидаты в водители получили больше привилегий, причем законодательно установленных, чем даже могли рассчитывать. Ведь количество экзаменов, которые надо сдавать, снизилось. А это экономит время.
Но это у автомобилистов. А вот положение дел с водителями мототранспорта остается примерно стабильным. Количество успешно сданных экзаменов с первого раза у них сократилось на 0,9% (с 47% до 46,1%). А со второго и третьего раза незначительно выросло на 1% и 0,2% соответственно.
Это связано с тем, что с 1 апреля для приема экзаменов у мотоциклистов изменилось только одно упражнение. Вместо парковки мотоцикла им надо проехать по «колейной доске».
Вместе с тем, количество проведенных практических экзаменов на право управления мототранспортными средствами возросло на 14,1% (с 97 тыс. до 110,7 тыс.). Так, по словам Николая Гилякова, количество экзаменов выросло, потому что стало больше тех, кто заинтересован в получении этих категорий. Желающих сдать на категорию «А» в период с 1 апреля по 30 сентября в прошлом году составило 55,6 тысячи человек. В этом году — перевалило за 62 тысячи. Напомним, что получить эту категорию можно с 18 лет. На категорию «А1» в прошлом году претендовало 3,43 тысячи человек. А в этом — уже 4,3 тысячи. Категория мопеды — «М» — которая никогда не пользовалась особым спросом у населения, вдруг выросла. На нее решили сдавать против 562 человек в прошлом году, 654 — в этом. Категорию «М» и «А1» можно получить с 16 лет.
Как сообщила «РГ» президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева, опыт применения административного регламента, накопленный за несколько лет, позволил внести в него необходимые корректировки. Они усилили мотивацию кандидатов в водители на качественную подготовку и отрегулировали систему оценки умений и навыков управления транспортными средствами. В итоге нагрузка на экзаменационные подразделения Госавтоинспекции снизилась, а уровень подготовленности выпускников автошкол повысился.
Напомним, что еще изменилось в получении российских прав. Водителям, которые имеют иностранные права, как и раньше придется для получения российских прав сдавать экзамен в Госавтоинспекции. Причем, если водителям легковушек, мотоциклов, мопедов, потребуется сдавать только теорию, то всем остальным — сначала проходить подготовку в автошколе, а потом сдавать в Госавтоинспекции теорию и практику.
От обучения и экзамена освобождены только граждане России и Беларуси, имеющие белорусские водительские удостоверения, и работники дипломатических представительств.
Также не сдают экзамены жители новых субъектов и иностранные граждане (в том числе бывшие), имеющие вид на жительство либо приобретшие гражданство РФ, которые имели действительное иностранное ВУ по состоянию на 1 апреля 2024 г. и приобрели гражданство РФ или получили вид на жительство до указанной даты. Эта льгота действует до 1 апреля 2025 года.
Еще одна история, которая также начала работать с 1 апреля. Но только статистики по ней нет и быть не может. А именно с той даты за дублирующими педалями учебного автомобиля, который используется для приема экзаменов, может сидеть не инспектор, а инструктор автошколы.
Инструктор может находиться только в том случае, если учебный автомобиль автошколы оборудован сигнализатором о том, что на дополнительные педали было произведено воздействие. Это может быть световой индикатор или звуковой. Главное, чтобы внутрисалонная камера машины это фиксировала.
Есть и еще один момент. Некоторые подразделения Госавтоинспекции принимают экзамены на своих собственных автомобилях. Очевидно, что к доппедалям постороннего человека не допустят. Если экзаменатор за дублирующими органами, то сигнализация не нужна.
Тем более что в постановлении правительства четко прописано, что для предотвращения ДТП лицо, находящееся на дополнительных педалях, обязано вмешаться в управление, чтобы предотвратить автоаварию.
Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги»
Российская газета — Федеральный выпуск: № 245(9487)