Обучение водителей транспортных средств приемам оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Роль ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» в процессе становления новой системы обучения приемам оказания первой помощи
Елена Александровна Шувалова
Советник Департамента медицинской помощи министерства здравоохранения и социального развития
В настоящее время ежегодно
В большинстве случаев при ДТП первая помощь
В соответствии
Первым шагом
Первая помощь — это вид помощи, включающий комплекс простейших мероприятий, направленных
Несмотря
В настоящее время действуют Правила (утвержденные
В п.2.5. правил говориться:
При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный
к нему, обязан:…принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь», …
Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в
Программой предусмотрена реализация мероприятий по подготовке водителей
НИОКР | ГКВ | Прочие нужды |
Научная разработка правовых основ по обучению водителей, сотрудников служб, участвующих | Оснащение в | Разработка нормативно-методической документации, необходимой для обучения приемам оказания первой медицинской помощи лицам, пострадавшим |
Научная разработка организационно-правовых, финансово-экономических | Оснащение материально-технической базы учебного центра подготовки преподавателей по обучению водителей, сотрудников служб, участвующих | Разработка |
Научная разработка организационно-правовых, финансово-экономических | Создание системы научно-методического обеспечения процесса обучения водителей, сотрудников служб, участвующих | Подготовка проектов нормативных правовых актов по вопросам обучения водителей, сотрудников служб, участвующих |
Научные исследования | Оборудование информационно-обучающего центра, материально-техническое обеспечение процесса интерактивного обучения сотрудников служб, участвующих | Материально-техническое обеспечение центров обучения приемам оказания первой медицинской помощи лицам, пострадавшим |
Научные разработки по совершенствованию системы научно-методического обеспечения процесса обучения водителей, сотрудников служб, участвующих | Организационное, методическое |
Одним
Цель создания учебно-методического комплекса заключается
Задачи учебно-методического комплекса:
- формирование
у водителей устойчивых навыков оказания первой помощи; - проведение единообразной подготовки водителей
в соответствии с современными представлениями специалистов отечественногои зарубежного здравоохраненияоб уровне качества оказания первой помощина всей территории Российской Федерации; - алгоритмизация действий преподавателя по вопросам подготовки учебных занятий по первой помощи;
- доступное изложение методик проведения учебных занятий по первой помощи;
- выработка единого методического подхода
к обучению первой помощи лиц,не имеющих профессионального медицинского образования; - повышение мотивации
к оказанию первой помощи пострадавшимв ДТП у водителей.
Учебно-методический комплекс, вышедший под грифом Минздравсоцразвития России, включил материалы, позволившие охватить организационные, методические
- Учебная программа подготовки водителей транспортных средств различных категорий
и подкатегорий приемам оказания первой помощис приложениями, отражающая:
- Проектные требования
к кадровому обеспечению учебногопроцесса — уровню квалификации преподавателей первой помощи (материал дается впервые). Преподавать предмет «Первая помощь» имеют право врачии фельдшера, имеющие опыт лечебной деятельностине менее трех лет, прошедшие подготовкув специализированных учебных центрах, занимающихся подготовкой преподавателей, обучающих водителейи сотрудников служб, участвующихв ликвидации ДТП, приемам оказания первой помощи пострадавшимв ДТП (далее – Учебные центры). Переподготовка (повышение квалификации) преподавателей предмета «Первая помощь» должна проходить каждые пять летна базе Учебных центров. - Требования
к структуре, содержанию, условиям реализации примерной учебной программы подготовки водителей транспортных средств различных категорийи подкатегорий по предмету «Первая помощь». - Примерный тематический план подготовки водителей транспортных средств различных категорий
и подкатегорий по предмету «Первая помощь», соответствующий содержанию Единой международной программы обучения первой помощии Программы обучения, принятой Европейским Советом в2003 году (Директива 2000/56/EC), учитывающий особенности оказания помощив субъектах Российской Федерации. (направлена для дальнейшего утвержденияв Минорнауки России) - Собственно примерную программу предмета «Первая помощь», изложенную, таким образом, чтобы исключить возможность двусмысленного толкования вопросов первой помощи, отраженных
в программе. Исключены вопросы врачебнойи доврачебной медицинской помощи,а также особенности подачи учебного материала, свойственные учреждениям среднегои высшего профессионального медицинского образования, представляемыев программах старого образа (направлена для дальнейшего утвержденияв Минорнауки России). - Перечень знаний
и практических навыков для водителей транспортных средств различных категорийи подкатегорий по предмету «Перваяпомощь» — конкретизированы требованияк результатам освоения учебной программы. - Теоретические
и практические задания для оценки уровня знаний, практических навыкови умений водителей транспортных средств различных категорийи подкатегорий по предмету «Первая помощь». - Перечень учебных материалов, рекомендуемых для занятий по предмету «Первая помощь».
- Перечень учебно-методических материалов, рекомендуемых для преподавателей, обучающих водителей приемам оказания первой помощи.
- Перечень специального оснащения занятий по первой помощи, рекомендуемый для занятий по предмету «Первая помощь».
- Учебно-методическое пособие для преподавателей, обучающих водителей приемам оказания первой помощи
с приложениями, как неотъемлемая часть учебной программы. Пособие содержит:
- Пояснительный блок – определяет цель
и задачи пособия. Обосновывает необходимость обучения водителей приемам оказания первой помощи.Дает понятие первой помощи как предмета. Доказывает новизнуи современность представленного учебного материала. Материал полезен для развития мотивацииу водителей к оказанию первой помощи. - Организационный блок – дает рекомендации по организации учебных занятий.
Он представлен подробными тематическими планамис указанием продолжительности изучения каждой темыс учетом теоретическойи практической частей. Материал дается впервые. - Содержательный блок – включает оригинальные тексты учебных лекций по избранным темам первой помощи.
Даны пояснения основных понятий, терминыи определения, список рекомендуемой литературы для преподавателейи обучающихся. В содержательном блоке заложена основа стандартизации первой помощи, так как впервые даны требованияк уровню теоретических знанийи практических навыков по первой помощи. - Методический блок – включает перечень основных методик проведения занятий
с краткими пояснениямии дидактическим материалом: перечень вопросов для самоподготовкии контрольных вопросов по темам (для теоретической подготовки); перечень ситуационных задачс ответами (для практической подготовки); перечень знанийи практических навыков по каждой теме; экзаменационные билеты (практические навыки по первой помощи); примерный (рекомендуемый) перечень табельного оснащения занятий, включающий анатомические пособия, визуализированное учебно-тренировочное оборудование, табельныеи подручные средства первой помощи, технические средства обучения, средства интерактивного обучения. - В качестве приложений включены варианта или образцы «Рабочих тетрадей для занятий по первой помощи».
- Учебник для водителей «Первая помощь», имеющий максимальный объем информации по первой помощи.
Для обеспечения быстрого восприятия материал учебника ярко иллюстрирован, изложен схематично, доступным языком. - Учебное пособие для водителей «Сборник тестовых заданий»
с ответами позволяет минимизировать теоретическую подготовкуи систематизировать полученные знания по первой помощи. - Учебное пособие для водителей «Сборник ситуационных задач…»
с ответами, отражающими порядок оказания первой помощи. Пособие разработано для практических занятий,на которых используется эффективный методический прием обучения – интеллектуальное моделирования травмв условиях полигонного тренингаи временного прессинга. - Учебное пособие для водителей «Алгоритмы первой помощи».
- Брошюры «Первая помощь пострадавшим
в дорожно-транспортных происшествиях» и «Средства первой помощи». Желательно иметьв Аптечке первой помощи (автомобильной). - Учебные фильмы «Первая помощь пострадавшим
в дорожно-транспортных происшествиях». - Электронное учебное пособие по первой помощи
в виде тематических слайдови презентаций по основными дополнительным темам первой помощи, упрощает процесс подачи материала какна теоретических, так ина практических занятиях по предмету «Первая помощь». - Компьютерная тестовая программа по первой помощи для контроля знаний водителей, включает справочный материал по темам первой помощи, отражает статистику результатов решения ситуационных заданий обучающимися.
Материал учебно-методического комплекса увязан
В основу комплекса легли материалы многолетнего опыта подготовки по вопросам оказания первой помощи.
За период реализации Программы подготовлено более
Выпущено более
Учебно-методический комплекс, включая Примерную программу первой помощи для водителей,
Использование учебно-методического комплекса
В целях оказания методической помощи центрам в
- Методические рекомендации «Организационно-правовые, финансово-экономические
и методические основы создания учебных центров по обучению водителей, сотрудников служб, участвующихв ликвидации последствий ДТП, приемам оказания первой медицинской помощи» для специалистов, занимающихся подготовкой водителей, сотрудников служб, участвующихв ликвидации последствий ДТП, приемам оказания первой медицинской помощи. - Методические рекомендации «Формы
и методы обучения водителей, сотрудников служб, участвующихв ликвидации последствий ДТП, приемам оказания первой медицинской помощи» для специалистов, занимающихся подготовкой водителей, сотрудников служб, участвующихв ликвидации последствий ДТП, приемам оказания первой медицинской помощи. - Методические рекомендации «Порядок подготовки
и проведения выездного цикла обучения преподавателей, обучающих сотрудников служби водителей приемам оказания первой помощи пострадавшимв дорожно-транспортных происшествиях». - Сборник нормативных
и учебно-методических документов для подготовки преподавателей, обучающих сотрудников служби водителей приемам оказания первой помощи пострадавшимв дорожно-транспортных происшествиях.
Все материалы, подготовленные
Благодаря этому система обучения будет подчинена единой идеологии, использовать стандартные программы обучения, методологию
В рамках Программы
Эти учебные центры должны выполнять следующие функции:
- Обучать преподавателей различных учебных центров,
в которых вопросы первой помощи изучаютсяв рамках различных немедицинских программ обучения, оснащатьих всеми необходимыми материалами для дальнейшего обучения. - Обучать инструкторов первой помощи, как для оказания ими, при необходимости, первой помощи пострадавшим, так
и для дальнейшего обучения ими лиц,не имеющих медицинского образования (коллег, сослуживцеви др.). Инструкторы также должны обучаться педагогическим методиками оснащаться необходимыми материалами для дальнейшего преподаванияна рабочих местах предприятий, при проведении инструктажейи т. д. - Обучать лиц,
не имеющих медицинского образования для оказания ими первой помощи пострадавшим.
На эти центры также возлагается функция контроля
Для более эффективного использования материалов учебно-методических материалов специалисты территориальных центров медицины катастроф будут регулярно проводиться
Внесены предложения по внедрению новой системы обучения
Так,
На базе ФГУ ВЦМК «Защита» создан
В соответствии
Было подробно изучено зарубежное
На основании выявленных пробелов
В проект плана мероприятий федеральных органов исполнительной власти по оптимизации государственной функции по приему экзаменов
- установить для кандидатов
в водители автотранспортных средств порядок сдачи теоретическогои практического экзамена по предмету «Первая помощь»; - ввести процедуру предоставления учреждениям
и организациям правана прием экзамена по предмету «Первая помощь»; - нормативно закрепить
в качестве условий предоставления организациями учреждениям правана прием экзамена по предмету «Первая помощь» наличие необходимой материально-технической базыи экзаменаторов, имеющих соответствующую квалификацию,а также технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов по предмету «Первая помощь».
Необходимо отметить, что выполнение отдельных элементов системы первой помощи или