- По-новому проезжаем круг;
- включаем свет даже днем;
- пропускаем пешехода, вступившего на зебру.
20 ноября поменяются Правила дорожного движения, а также экзаменационные билеты, по которым придется сдавать знание ПДД на экзамене в ГАИ. А 21 ноября — штрафы за некоторые нарушения. Изменения были приняты еще в мае, и мы уже подробно останавливались на новых правилах обгона и объезда препятствий. В остальных поправках разобраться с помощью автоэкспертов мы предлагаем сейчас.
КРУГОВОЕ ДВИЖЕНИЕ: ДВОЙНОЕ ВНИМАНИЕ!
Пожалуй, этот пункт поправок запутал больше прочих. До изменений приоритет в движении по перекрестку с круговым движением имел въезжающий на круг. С 20 ноября «главными» признаются те, кто уже едет по кругу или выезжает с него (п. 13.9 ПДД). Но (внимание!) это относится только к тем перекресткам, при подъезде к которым дорожные знаки «Круговое движение» будут установлены в сочетании со знаком «Уступите дорогу» или «Движение без остановки запрещено» (см. схему). А на тех «круговых» перекрестках, где нет требующих остановиться или уступить дорогу знаков, приоритет в проезде будет оставаться прежним: въезжающему уступают по «правилу правой руки» (см. схему внизу). Вроде все становится понятно.
Но в ряде городов на перекрестках уже успели изменить схему проезда — повесили «STOP» или «Уступите дорогу». В таких местах водителям остается продолжать ездить согласно требованиям этих знаков.
Зачем тогда вообще вводить эту норму, к чему эта двоякость? На вчерашней пресс-конференции замглавы российской ГИБДД Владимир Кузин объяснил, что на большинстве перекрестков с круговым движением все же повесят новые знаки и более привычным станет требование уступить дорогу перед кругом, чтобы на самом круге не возникали заторы. Комментарий эксперта
— Менять схему проезда на перекрестках с круговым движением надо было раньше. И дело не столько в борьбе с пробками, сколько в том, что это более рациональная организация движения. Приоритет должен быть у того, кто выезжает с круга, а не у въезжающего на него,— утверждает Сергей Дорофеев, председатель комитета Российского союза автостраховщиков по независимой экспертизе.— У меня есть опасение, что в период привыкания в таких местах будут возникать сложности, аварии — люди же ездили из года в год каждый день по одной дороге, привыкли, что им уступают, и вдруг появится новый знак… Придется быть внимательнее.
ЗНАКИ — ГЛАВНЕЕ
«В случаях, когда значения дорожных знаков, в том числе временных <…> и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками» — так теперь написано в разделе 1 приложения 2 к ПДД. Раньше главнее разметки были только временные знаки, установленные при ремонте дороги, например. Комментарий эксперта
— Этот пункт ввести было бы резонно, чтобы исключить двоякость толкования спорных моментов, когда знаки противоречат разметке,— объясняет Александр Холодов, председатель межрегионального движения «Комитет по защите прав автовладельцев».— К сожалению, в наших условиях, когда разметка бывает стертой, а знак может оказаться невидимым в листве деревьев, случайно (или намеренно) закрытым грузовиком, это по-прежнему будет приводить к злоупотреблениям со стороны инспекторов. Поэтому считаю, что вводить этот пункт нужно было более осторожно и последовательно.
БЛИЖНИЙ СВЕТ — ВСЮ ДОРОГУ
Здесь все просто. Собираешься ехать — включи ближний свет. Пять лет назад всех обязали ездить со светом за городом, теперь — везде и всегда (п. 19.5 ПДД). Не «на габаритах», а именно с ближним светом или включенными противотуманками. Не включите — штраф 100 рублей.
— Эти поправки были приняты с учетом опыта европейских стран в целях повышения безопасности дорожного движения,— сказал Виктор Кирьянов, глава Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД МВД РФ).— С ближним светом ездят постоянно водители многих стран мира.
Для владельцев наиболее продвинутых иномарок в ПДД появился новый термин — «дневные ходовые огни». Новый для нас — за рубежом он введен требованиями Конвенции о дорожном движении еще в 1968 году. Чаще всего это светодиодные «глазки» или полоски с белым светом в передних фарах, которые включаются автоматически вместе с запуском двигателя. В пару к ним ближний свет включать не нужно. Комментарий эксперта
— Эта мера заслуживает только одобрения, так как работает на безопасность движения,— убежден Роман Гуляев, руководитель ИД «Новости автобизнеса».— С включенным ближним светом машину будет виднее при любых дорожных условиях, не случайно эта норма уже действует в европейских странах. А ведущие мировые производители оборудуют машины ходовыми огнями, которые потребляют мало энергии, но дают яркий не слепящий белый свет. Обладателям машин попроще остается запасаться лампочками — «гореть» они будут чаще.
ПЕШЕХОД ДОЛЖЕН «ВСТУПИТЬ»
Теперь в пункте 14.1 ПДД четко прописано, что водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить пешеходов, «переходящих проезжую часть или вступивших на нее для перехода» (см. схему ниже). По мнению руководства ГИБДД, такая формулировка проще и понятнее прежней, требовавшей «уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу». И наездов на пешеходов от этого станет меньше.
Вызвавшее бурю возмущения предложение обязать пешеходов уступать дорогу машинам с включенными спецсигналами решили изменить. Народ возмутился: мол, теперь обладателям мигалок дадут право давить замешкавшегося на дороге пешехода! В результате с 20 ноября по правилам переходящий дорогу по зебре пешеход при приближении машин с включенным проблесковым маяком синего или красного цвета и специальным звуковым сигналом «обязан воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть».
В Госавтоинспекции говорят, что эта конкретизация введена не для того, чтобы обязать людей пеших демонстрировать свое «почтение» пассажирам «членовозов», а чтобы «Скорая» или пожарная машина могла проехать на вызов беспрепятственно. Комментарий эксперта
— Как-то раз в Париже я шагнул на дорогу и застыл в оцепенении: все машины разом остановились. У них ведь, пока пешеход стоит у обочины, его, скорее всего, пропускать не будут.
Но как только он хоть одной ногой ступил на дорогу, весь поток машин остановится, чтобы его пропустить,— рассказывает Сергей Дорофеев.— Конкретизировать в правилах тот момент, что пропустить надо вставшего на дорогу пешехода, необходимо. Другое дело, что соблюдать этот пункт по-прежнему будут не все водители, особенно поначалу — здесь дело в общей культуре.
ИНСПЕКТОР ТОЖЕ ПРИСТЕГНЕТСЯ
С 20 ноября ВСЕМ российским водителям придется пристегиваться (п. 2.1.2 ПДД). До последнего времени могли пренебречь ремнем обучающие вождению инструкторы (во время занятий), а также водители и пассажиры автомобилей оперативных служб, имеющих специальную цветографическую окраску (в населенных пунктах). Отныне исключений не будет даже для инспекторов ДПС.
— Мною и ранее было дано указание всем сотрудникам ГИБДД пристегиваться в обязательном порядке,— пояснил главный «гаишник» страны Виктор Кирьянов.— Ведь в данном случае речь идет о жизни и здоровье водителей. Согласно проведенным исследованиям, использование ремней безопасности практически на 50% снижает тяжесть последствий при ДТП.
Комментарий эксперта
— Ремень безопасности инструктору по вождению мешать в работе не будет,— говорит Татьяна Шутылева, президент Межрегиональной ассоциации автошкол.— Здесь двух мнений быть не может: пристегиваться в автомобилях должны все водители и пассажиры.
Экзамен в ГИБДД будут принимать по новым билетам
В связи с внесением изменений в Правила Департамент ОБДД МВД России утвердил новые комплекты билетов для приема теоретических экзаменов на права категорий А, В, С и D. Новые билеты содержат вопросы по измененным правилам. И в них улучшили качество картинок — ввели компьютерную графику и даже фото конкретных участков дорог. А также убрали из билетов вопросы, имевшие спорное трактование.
— Принимать экзамены по новым билетам сотрудники экзаменационных подразделений ГИБДД начнут прямо с 20 ноября,— сказал Владимир Кузин, замначальника ГИБДД.
— Новые комплекты билетов в свободной продаже даже в Москве появились только на этой неделе. О всей стране говорить сложно,— объясняет Татьяна Шутылева.— Поэтому слушатели курсов подготовки водителей не успели подготовиться к экзамену по новым билетам. Значит, в первое время процент сдачи теоретического экзамена в ГИБДД неизбежно упадет.
© Андрей Гречанник
© КП, № 10 (28) 19 ноября 2010 г.