125212, Москва, Ленинградское шоссе, дом 46+7 (925) 518-1225, +7 (977) 919-0331

Поиск по сайту

В настоящее время в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 1174-р Минобрнауки подготовлено «Положение «О подготовке и переподготовке водителей транспортных средств различных категорий», которым предполагается установить, в том числе, и требования к учебно-материальной базе автошкол.

Чтобы понять, что на самом деле нужно автошколам для подготовки водителей, МААШ был проведен Всероссийский опрос образовательных учреждений.

Целью проведенного опроса было изучение мнения профессионального сообщества по вопросу применения материально-технических средств обучения в процессе подготовки водителей.

В опросе приняли участие 1830 ­образовательных учреждений и организаций, занимающихся подготовкой водителей транспортных средств. Опрашиваемым было предложено отметить те учебные материалы и ТСО, которые, по их мнению, являются необходимыми и достаточными для качественной подготовки водителей.

Предложенный в опросе перечень оборудования содержал всевозможные виды материально-технических средств обучения в соответствии с разделами примерных программ подготовки водителей.

 

1. Устройство и техническое обслуживание ТС

Наименование В разрезе Макет Стенд Плакат Интерактивное
мультимедийное
пособие
Двигатель с навесным оборудованием в сборе со сцеплением и коробкой передач; передняя подвеска и коробка передач          
Задний мост с тормозными механизмами и фрагментом карданной передачи          
Кривошипно-шатунный механизм          
Газораспределительный механизм          
Система охлаждения          
Система смазки          
Система питания          
Система зажигания          
Система электрооборудования          
Тормозная система          
Передняя подвеска и рулевое управление          
Колесо в сборе          
Принципиальные схемы устройства и работы систем и механизмов транспортных средств          
Учебно-наглядное пособие по устройству изучаемой модели легкового автомобиля (переднеприводного или заднеприводного)          
Виды и периодичность ТО          
Характерные неисправности и способы их устранения          

 

Гистограмма, иллюстрирующая результаты опроса приведена на рис. 1.

Рис. 1. Гистограмма распределения по видам ТСО, применяемых в автошколах при изучении устройства и технического обслуживания ТС.

Как можно видеть из рис. 1 большинство автошкол применяют мультимедийные ТСО. На втором месте находится применение плакатов. Таких автошкол почти в два раза меньше, чем тех, кто применяет мультимедийные ТСО, но они составляют почти треть всех опрошенных. Оставшиеся 22,9% используют макеты, стенды разрезы агрегатов. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что при общей тенденции к применению мультимедийных, более половины автошкол используют «старые» ТСО.

 

2. По ПДД и основам безопасного управления ТС

Наименование Стенд Плакат Интерактивное
мультимедийное
пособие
Модели светофоров всех типов      
Доска магнитная со схемой населенного пункта      
Дорожные знаки      
Дорожная разметка      
Сигналы регулировщика      
Проезд перекрестков      
Маневрирование. Расположение ТС на проезжей части      
Скорость движения. Обгон, опережение, встречный разъезд      
Остановка и стоянка ТС      
Движение по автомагистралям, в жилых зонах, проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных ТС      
Проезд железнодорожных переездов      
Перевозка людей, грузов. Буксировка механических ТС      
Управление автомобилем в особых условиях      
Государственные регистрационные знаки, опознавательные знаки, предупредительные надписи и обозначения      
Техническое состояние и оборудование ТС      
Основы безопасности дорожного движения      
Психофизиологические основы деятельности водителя      
Основы саморегуляции психических состояний в процессе управления ТС      
Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения      
Планирование поездки в зависимости от целей и дорожных условий движения      
Оценка опасности воспринимаемой информации, организация наблюдения в процессе управления ТС      
Оценка тормозного и остановочного пути. Формирование безопасного пространства вокруг ТС в различных условиях движения      
Техника управления ТС      
Действия водителя при управлении ТС      
Действия водителя в нештатных ситуациях      
Виды и причины ДТП      

Гистограмма, иллюстрирующая результаты опроса приведена на рис. 2.

 

Рис. 2. Гистограмма распределения по видам ТСО, применяемых в автошколах при изучении ПДД и основ безопасного управления.

Как можно видеть из приведенной гистограммы тенденция к увеличению мультимедийных ТСО при изучении этих предметов проявляется сильнее, чем при изучении устройства ТС. Этими средствами пользуются 57,4% автошкол. Но автошколы, использующие стенды и плакаты составляют все же 42,6%.

 

3. Оказание первой помощи

Наименование Да Нет
Тренажер-манекен взрослого пострадавшего (голова, торс, конечности) с выносным электрическим контроллером для отработки сердечно-легочной реанимации    
Тренажер-манекен взрослого пострадавшего (голова, торс, конечности) без контроллера для отработки сердечно-легочной реанимации    
Тренажер-манекен взрослого пострадавшего для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей    
Расходный материал для тренажеров (запасные лицевые маски, запасные «дыхательные пути», пленки с клапаном для проведения искусственной вентиляции легких)    
Мотоциклетный шлем    
Аптечка первой помощи (автомобильная)    
Табельные устройства для оказания первой помощи:
  • устройства для проведения искусственной вентиляции легких: лицевые маски с клапаном различных моделей;
  • средства для временной остановки кровотечения — жгуты;
  • средства иммобилизации для верхних, нижних конечностей, шейного отдела позвоночника (шины);
  • перевязочные средства (бинты, салфетки, лейкопластырь)
   
Подручные материалы, имитирующие носилочные средства, средства для остановки кровотечения, перевязочные средства, иммобилизирующие средства    
Учебные пособия по первой помощи пострадавшим в ДТП для водителей    
Учебное пособие «Сборник тестовых заданий по первой помощи с ответами»    
Учебное пособие «Алгоритмы первой помощи»    
Компьютерная тестовая программа по вопросам первой помощи для контроля знаний водителей на 18 рабочих мест    
Учебные фильмы по первой помощи пострадавшим в ДТП    
Наглядные пособия: способы остановки кровотечения, сердечно-легочная реанимация, транспортные положения, первая помощь при скелетной травме, ранениях и термический травме    

На рис. 3. приведена гистограмма распределения ответов на вопрос об оборудовании, необходимом для преподавания предмета «Первая помощь».

 

Рис. 3. Гистограмма распределения по видам ТСО, применяемых в автошколах при изучении методов оказания первой помощи пострадавшим при ДТП.

Как можно видеть из рис. 3 примерно треть автошкол не использует ТСО, предусмотренных Примерной программой. Это можно трактовать следующим образом. По всей вероятности в этих автошколах занятия по этому предмету не проводятся, а их курсанты проходят обучение в медицинских образовательных учреждениях. Если это так, то это можно рассматривать как будущую модель реализации обучения по оказанию первой помощи пострадавшим при ДТП.

 

4. Мультимедийное оборудование

Наименование Да Нет
Видеопроектор    
Экран для показа учебных фильмов    
Персональный мультимедийный компьютер    
Интерактивная доска    

На рис. 4 приведена гистограмма, иллюстрирующая результаты опроса.

 

Рис. 4. Гистограмма распределения мнений руководителей автошкол о необходимости применения мультимедийных ТСО.

Как можно видеть из рис. 4 абсолютное большинство автошкол применяет или хочет применять мультимедийные ТСО.

На рис. 5 приведена гистограмма распределения положительных и отрицательных ответов между различными видами мультимедийных ТСО. Как можно видеть из рис. 5 высокая стоимость интерактивной доски привела к тому, что количество положительных ответов стало меньше 50%, в то время как по другим видам оно не меньше 80%.

Рис. 5. Распределение положительных и отрицательных ответов по видам мультимедийных ТСО.

 

5. Тренажеры

Наименование Да Нет
Тренажер первоначального обучения навыкам вождения    
Механические тренажеры (руль, педали, манипуляторы КПК)    
Электромеханические тренажеры (компьютерные)    
Аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизиологических качеств водителя    

На рис. 6 приведена гистограмма распределения положительных и отрицательных ответов на вопрос о необходимости применения тренажеров.

 

Рис. 6. Гистограмма распределения положительных и отрицательных ответов на вопрос о применении тренажеров.

Как можно видеть из рис. 6 целесообразным считают применение тренажеров в образовательном процессе 40% опрошенных автошкол. Гистограмма распределения тренажеров по типам приведена на рис. 7.


Рис. 7. Гистограмма распределения применяемых тренажеров по типам.

Как можно видеть из рис. 7 тренажеры для обучения вождению различной сложности используются с практически одинаковой частотой. Это можно объяснить тем, что независимо от сложности конструкции эти тренажеры применимы только для выработки моторных навыков выполнения операций с органами управления. Поэтому сложность конструкции не влияет на эффективность применения тренажера.

Вызывает несомненный интерес то, что 33% опрошенных применяют тренажер для психофизиологического тестирования и тренировки психофизиологических качеств.

 

6. Оборудование для учебного вождения

Наименование Да Нет
Аппаратно-программный комплекс аудио- видеонаблюдения для учебного транспортного средства    
Автодром автоматизированный    
Автодром неавтоматизированный, оборудованный перекрестком, пешеходным переходом, железнодорожным переездом, дорожными знаками, светофорами    

Было задано два вопроса: об использовании автоматизированных автодромов, об использовании неавтоматизированных автодромов, имеющих оборудование, которое соответствует требованиям Примерной программы подготовки водителей. Гистограмма распределения ответов на вопрос об использовании автоматизированных автодромов приведена на рис. 8, об использовании неавтоматизированных автодромов — на рис. 9.

 

Рис. 8. Гистограмма распределения положительных и отрицательных ответов по использованию автоматизированных автодромов.

 

Рис. 9. Гистограмма распределения положительных и отрицательных ответов по использованию неавтоматизированных автодромов.

Как можно видеть из представленных на рис. 8 и 9 гистограмм автоматизированные автодромы не использует никто из опрошенных, а неавтоматизированные автодромы – практически никто не использует. Полученные результаты отражают объективную ситуацию, заключающуюся в следующем: автошколы не имеют средств для строительства автодромов и аренды или покупки земли под их строительство; в крупных городах отсутствуют свободные участки земли, пригодные для строительства автодромов, поэтому ее невозможно купить даже при наличии средств; отсутствие автодромов никак не сказывается на качестве подготовки водителей.

 

Использование аппаратно-программного комплекса видеонаблюдения при обучении вождению в реальных условиях движения

Гистограмма распределения положительных и отрицательных ответов по этому вопросу приведена на рис. 10.

 

Рис. 10. Гистограмма распределения положительных и отрицательных ответов по вопросу применения АПК видеонаблюдения.

Как можно видеть из рис. 10 практически никто не использует АПК видеонаблюдения. Такая ситуация отражает практическую его бесполезность. Никто не знает зачем необходимо вести видеорегистрацию, и что с ней делать. Такие предложения могли сделать только тот, кто никогда не занимался экспериментом. Его основная проблема – получение информации в окончательном виде прямо на дороге. Все, что требует длительной расшифровки и хранения на 99% остается не востребованным. При применении ТСО для обучения вождению это еще важнее. Если в момент окончания занятия инструктор не имеет возможности воспользоваться информацией, иллюстрирующей успешность (отсутствие успеха) на прошедшем занятии, применение таких ТСО означает, что автошкола «залезла в карман» своего ученика и требует оплачивать не нужную ему услугу.

 

Обобщая изложенное можно сделать следующие выводы:
  1. Выявлена тенденция к расширению применения автошколами мультимедийных ТСО. При этом значительная часть автошкол продолжает использовать традиционные ТСО. Полученный результат вписывается в требования ФЗ «Об образовании», который устанавливает, что «материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса … осуществляются в пределах собственных финансовых средств».
  2. Развитие тенденции к расширению применения мультимедийных ТСО будет зависеть от их стоимости.
  3. Перспектива развития обучения водителей методам оказания первой помощи пострадавшим – создание системы обучения граждан России методам оказания первой помощи пострадавшим.
  4. Большая часть автошкол не считает, что существующие тренажеры сокращают время подготовки кандидатов в водители до заданного уровня умения управлять ТС.
  5. Навязывание автодромов автошколам противоречит ФЗ «Об образовании» и не способствует повышению качества подготовки водителей.

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам (499) 159-7679, (925) 518-1225 моб., (977) 919-0331 моб., а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика