125212, Москва, Ленинградское шоссе, дом 46+7 (925) 518-1225, +7 (977) 919-0331

Поиск по сайту

 

Ошибки, допускаемые соискателями лицензии (лицензиатами) при подготовке комплекта документов

Валентина Васильевна Шибелева. Заместитель директора Московского центра качества образования по вопросам лицензирования и государственной аккредитации.

 

Типичные ошибки, допускаемые образовательными учреждениями, при предоставлении заявления и комплекта документов для прохождения процедуры лицензирования:

В заявлениях на выдачу лицензий не указываются конкретные процедуры:

  • дополнение документа, подтверждающего наличие лицензии, сведениями о филиалах лицензиата;
  • дополнение документа, подтверждающего наличие лицензии, сведениями об адресах мест осуществления образовательной деятельности;
  • дополнение документа, подтверждающего наличие лицензии, сведениями и об образовательных программах;
  • дополнение документа, подтверждающего наличие лицензии, сведениями изменение места нахождения лицензиата;
  • переоформление лицензии при возникновении образовательного учреждения в результате реорганизации в форме слияния
  • переоформление лицензии при реорганизации образовательного учреждения в форме присоединения;
  • переоформление лицензии при реорганизации лицензиата в форме преобразования;
  • переоформление лицензии при изменении наименования лицензиата (в том числе в случае создания образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения, установления иного государственного статуса образовательного учреждения);
  • переоформление лицензии при изменении наименования места нахождения лицензиата;
  • переоформление лицензии при изменение наименования адреса места осуществления образовательной деятельности;
  • переоформление лицензии при прекращение реализации образовательных программ;
  • переоформление лицензии при прекращении осуществления образовательной деятельности по адресу места ее осуществления;
  • переоформление лицензии при изменении наименований образовательных программ, указанных в приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии.
  • о выдаче временной лицензии;
  • о выдаче дубликата;
  • о прекращении действия лицензии.

Допускаются ошибки при оплате государственной пошлины.

При этом по каждой процедуре установлена государственная пошлина в размере:

Первичное обращение или окончание срока действия лицензии 2600 рублей
Дополнение приложения лицензии, сведениями о филиалах лицензиата по 2600 рублей за каждый филиал
Дополнение приложения к лицензии, сведениями об адресах мест осуществления образовательной деятельности 2600 рублей
Дополнение приложения к лицензии, сведениями о новых образовательных программах 2600 рублей
Изменение сведений о месте нахождения лицензиата 200 рублей
При реорганизации в форме слияния 200 рублей
При реорганизации в форме присоединения 200 рублей
При реорганизации в форме преобразования 200 рублей
При изменении наименования лицензиата 200 рублей
При изменении наименования места нахождения лицензиата 200 рублей
При изменении наименования адреса мест осуществления образовательной деятельности 2600 рублей
При прекращении реализации образовательных программ 200 рублей
При прекращении осуществления образовательной деятельности по адресу места ее осуществления 200 рублей
При изменении наименований образовательных программ 2600 рублей
При выдаче временной лицензии 200 рублей
При выдаче дубликата 200 рублей
Переоформление лицензии на бессрочную 200 рублей
Переоформление лицензии со всеми филиалами на бессрочную 200 рублей по каждому филиалу

 

В комплекте документов представляется копия документа, подтверждающего оплату государственной пошлины, в нарушение пункта 8 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 года, которым установлена норма о предоставлении оригинала документа, подтверждающего оплату государственной пошлины.

В настоящее время образовательное учреждение заполняет заявление и сведения для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности по формам, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 сентября 2009 года N 323.

Однако при оформлении заявления допускаются такие ошибки как (не указывается сокращенное наименование образовательного учреждения; место нахождения образовательного учреждения не соответствует его уставу; адрес места нахождения, адреса мест осуществления образовательной деятельности не соответствуют документом, подтверждающим право законного использования зданий, помещений; образовательные программы, реализацию которых образовательное учреждение намерено осуществлять, указываются не в тех таблицах, неверно указываются ИНН и ОГРН образовательного учреждения).

В заявлении на предоставление лицензии на право ведения образовательной деятельности соискатель лицензии или лицензиат может указывать только те программы, которые в соответствии с законодательством могут реализовываться в образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

При проверке наличия права на имущество лицензиата дается оценка законности такого основания (в частности, действительность предоставленного лицензиату имущественного права, соблюдение обязательных требований к сделке и пр.).

Так, при представлении лицензиатом:

  • договора аренды рекомендуется обратить внимание на соблюдение положений части 3 статьи 607, статьи 609, части 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации;
  • договора о безвозмездном пользовании необходимо учитывать требования главы 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации. Следует также учитывать, что в постоянное (бессрочное) пользование могут быть переданы только земельные участки. Такая передача должна быть осуществлена учредителем (статья 39 Закона «Об образовании»).

При проверке необходимо также учитывать наличие условий для обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием. Согласно подпункту 19 пункта 2 статьи 32 Закона «Об образовании» создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения отнесено к компетенции образовательного учреждения.

При этом у лицензиата должны быть оборудованные для этих целей соответствующие помещения, договор (или иной локальный акт образовательного учреждения) об организации питания и медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. При наличии в штате образовательного учреждения медицинского работника наличие лицензии на медицинскую деятельность обязательно.

Справка о материально-техническом оснащении образовательного процесса заполняется с ошибками (например, общая площадь образовательного учреждения указывается не на основании документов, подтверждающих законное использование зданий и помещений; неверно указываются реквизиты правоустанавливающих документов о законном использовании зданий и помещений; упускаются целые разделы справки, несмотря на то, что в пояснении по заполнению 3 – го раздела этот раздел не заполняется только дошкольными образовательными учреждениями и образовательными учреждениями дополнительного образования детей.

Договоры аренды, заключенные на срок до одного года, представляются в лицензирующий орган без документа, подтверждающего право арендодателя передавать здания, помещения и др. в аренду.

Договоры безвозмездного пользования также представляются в лицензирующий орган без документа, подтверждающего право ссудодателя передавать здания, помещения и др. в безвозмездное пользование.

Следовательно, к таким договорам необходимо приложить документ, подтверждающий право арендодателя сдавать в аренду здания, помещения (разрешение собственника).

Если собственнику принадлежит доля собственности, то при сдаче в аренду, передаче в безвозмездное пользование необходимо иметь согласие всех собственников.

Указанные договоры предоставляются не засвидетельствованные нотариально, что может быть, но в этом случае должны быть представлены вместе с копиями оригиналы, которые лицензирующий орган вправе заверить.

Разъясняю: в соответствии с частью 3 статьи 607 Гражданского кодекса (общие положения об аренде содержатся в главе 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) в договоре аренды должны быть указанны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным. Данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче в аренду, являются существенным условием договора и представляют собой конкретные сведения о таком имуществе, а именно: полный адрес объекта, указание на правоустанавливающие документы, на основании которых арендодатель имеет право передавать этот объект в аренду, площадь передаваемого в аренду объекта. Отсутствует акт приема – передачи. Данное правило в равной степени распространяется на правоотношения, связанные с безвозмездным пользованием имуществом.

Для предоставления документа, подтверждающего наличие на законном основании зданий, помещений и др. объектов следует обратить внимание на то, что договор аренды должен быть составлен с учетом требований ст. 607, ст. 609, части 2 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При заключении договора безвозмездного пользования необходимо учитывать требования главы 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 24 Земельного кодекса Российской Федерации. Следует также учитывать, что в постоянное (бессрочное) пользование могут быть переданы только земельные участки.

В соответствии с требованием Гражданского кодекса Российской Федерации о предоставлении имущества арендатору при проверке документов лицензиата устанавливается наличие передаточного акта на имущество.

Не представляется копия документа, подтверждающего проведение учредителем государственного или муниципального учреждения в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» экспертной оценки последствий договора аренды для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей (в случае аренды соискателем лицензии или лицензиатом помещений для организации образовательного процесса в государственном или муниципальном учреждении, являющемся объектом социальной инфраструктуры для детей). Указанная копия должна представляться с предъявлением оригинала или засвидетельствованная нотариально.

Договор аренды, заключенный на срок более одного года, подлежит государственной регистрации в органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. При государственной регистрации сделки по передаче недвижимого имущества в аренду на договоре проставляется штамп с указанием даты и номера регистрации, фамилии и инициалов регистратора.

Договор безвозмездного пользования государственной регистрации не подлежит.

По этому вопросу принято Распоряжение Департамента имущества города Москвы от 03.10.2011 № 2244-Р «Об утверждении Положения о порядке дачи согласия Департаментом имущества города Москвы на заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества (далее — договоры, имущество), закрепленного на праве оперативного управления за государственными учреждениями города Москвы».

Обращаю Ваше внимание, что в соответствии с п.3 ст.13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 года, который полностью вступил в силу с 3 ноября 20111 года, уставы учреждений, представляемые в лицензирующий орган, должны быть засвидетельствованы нотариально.

При предоставлении по собственной инициативе заключений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федерального медико-биологического агентства о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, заявленных соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации санитарно-эпидемиологическим требованиям, в заключениях не указываются все виды деятельности, заявленные для прохождения лицензирования.

А это значит, что образовательные учреждения при обращении в государственный орган по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не указывают в заявлении те образовательные программы, которые они намерены реализовывать.

При получении уведомления об отказе в приеме документов к рассмотрению по существу в связи с представленными соискателем лицензии или лицензиатом документами не в полном объеме, неправильно оформленными и (или) неправильно заполненными, образовательными учреждениями нарушается тридцатидневный срок представления исправленных документов, установленный п. 14 ст. 18 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам (499) 159-7679, (925) 518-1225 моб., (977) 919-0331 моб., а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика