125212, Москва, Ленинградское шоссе, дом 46+7 (925) 518-1225, +7 (977) 919-0331

Поиск по сайту

 

Система подготовки и тестирования водителей в Латвии

Эрик Григис. Президент Ассоциации преподавателей автошкол Латвии, европейский эксперт по подготовке и повышению квалификации водителей-профессионалов.

 

Уважаемый президиум!

Уважаемые участники семинара!

Прежде всего позвольте приветствовать Вас от имени Ассоциации Профессиональных Автошкол Латвии.

 

Система обучения водителей транспортных средств в Латвии.

Дирекция безопасности дорожного движения (ДБДД) является государственным акционерным обществом, которое в соответствии с Уставом и Законом о дорожном движении, занимается регистрацией транспортных средств, проведением квалификационных экзаменов для автоводителей, обеспечением технического осмотра, проводит аудит дорожной безопасности и общий надзор, а также создало и содержит государственный регистр транспортных средств и их водителей, информирует и обучает участников дорожного движения.

25 октября 1991 года в Министерстве сообщения был создан новый государственный орган – Департамент безопасности дорожного движения, сейчас – дирекция (ДБДД).

В связи с этим была разделена законодательная власть от исполнительной, так как раньше всем занималась структура Министерства внутренних дел – Государственная автоинспекция.

Чтобы создать новую институцию было необходимо показать соответствующее законодательное основание. Таким образом 30 августа 1994 года были изданы правила с силой закона «О дорожном движении», а 21 октября 1997 года Президент издаёт «Закон о дорожном движении».

Закон устанавливает, кто в Латвии обеспечивает общее управление дорожным движением, выдаёт водительские удостоверения, регистрирует транспортные средства, разрабатывает Правила дорожного движения, а также устанавливает права и обязанности автоводителей.

Основываясь на «Законе о дорожном движении» разработаны ряд нормативных актов: правила дорожного движения, правила оборудования рабочего места на дорогах и улицах, нормативные документы о проверке транспортных средств, правила регистрации транспортных средств, правила присвоения квалификации автоводителей, а также государственные стандарты Латвийской Республики для маркировки транспортных средств, окраски и оборудования оперативных транспортных средств, дорожной разметки и др.

В связи с тем, что Латвия присоединилась к Венской конвенции 1968 года «О дорожных знаках и сигналах» и Венской конвенции 1968 года «О дорожном движении», все вышеупомянутые нормативные акты, разработанные ДБДД, основываются на требованиях этих конвенций и нормативов Европейского Союза.

С 1 сентября 2004 года ДБДД становится акционерным обществом.

 

Департамент безопасности дорожного движения (ДБДД) принимает квалификационные экзамены, а также выдаёт, обменивает и восстанавливает удостоверения водителей транспортных средств.

В Латвии водители транспортных средств могут получить удостоверения водителей Велосипедов, М, A1, A, B1, B, C1, C, D1, D, E категорий и Прогулочных судов.

Удостоверение водителя транспортных средств возможно получить в 10 отделениях ДБДД, в которых выдают водительские удостоверения.

 

Водительское удостоверение – это документ, удостоверяющий право управлять указанным в нём транспортным средством.

Он соответствует Венской конвенции 1968 года «О дорожном движении», а также правовым актам Европейского Союза и действителен как в Латвии, так и за границей. Срок выдачи водительского удостоверения – 10 лет (за исключением водительских удостоверений C1, C1E, D1, D1E, C, CE, D или DE категорий с отметкой о полученных профессиональных знаний,— срок выдачи этих удостоверений 5 лет).

Водительское удостоверение выдаётся лицу, постоянно проживающему на территории Латвии или прибывающему в Латвии более 185 календарных дней (при этом задекларировав местожительство в Латвии).

 

Правила о получении водительского удостоверения устанавливают:

  • 1) минимальные требования для получения профессиональной квалификации водителей механических транспортных средств;
  • 2) порядок получения и восстановления удостоверения водителя механических транспортных средств, мопедов, трамваев и велосипедов;
  • 3) порядок выдачи, обмена и восстановления водительского удостоверения.

 

1. Выдачей, обменом и восстановлением водительского удостоверения и разрешения занимается государственное акционерное общество «Департамент безопасности дорожного движения» (далее в тексте ДБДД).

 

2. Разрешение на обучения вождению – это документ, изготовленный из специальных материалов в формате кредитной карты (размеры 54×85 мм) со встроенными элементами безопасности, который выдаётся как подтверждение права обучаться вождению транспортных средств A1, A, B1, B или C1 категорий.

 

3. Водительское удостоверение и разрешение изготавливают даторизированно. Все записи в них производят компьютерным печатным оборудованием, распечатывая имеющуюся в государственном регистре информацию о транспортных средствах и их водителях.

 

4. У лица может быть только одно действительное водительское удостоверение или разрешение. Действительным водительским удостоверением или разрешением считается удостоверение или разрешение, выданное последним. Если констатируется использование недействительного водительского удостоверения или разрешения, оно изымается и уничтожается должностными лицами государственный полиции или ДБДД.

 

5. Срок выдачи водительского удостоверения – 10 лет (за исключением водительских удостоверений C1, C1E, D1, D1E, C, CE, D или DE категорий с отметкой о полученных профессиональных знаний,— срок выдачи этих удостоверений 5 лет). Срок выдачи разрешения – 3 года.

 

6. Перед оформлением водительского удостоверения или разрешения, как и перед сдачей теоретического экзамена, лицо обязано предъявить удостоверяющий личность документ, выданное в Латвии водительское удостоверение, разрешение. Лицу, не достигшему 15 возраста, можно предъявить свидетельство о рождении.

 

7. Запрещается выдача водительских удостоверений и разрешений следующим лицам:

  • 7.1. у которых отняты права на управления транспортными средствами (или установлен запрет их получить);
  • 7.2. у которых констатированы медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами или которые не прошли досрочную проверку здоровья в течении 45 дней со дня сообщения решения;
  • 7.3. которые, в установленный нормативными актами срок, не оплатили штраф, наложенный за административное нарушение дорожного движения;
  • 7.4. которым, в рамках системы учёта пунктов нарушений, применено средство – запрет на вождение транспортных средств.

 

8. Для оценки латвийских систем и программ квалификации водителей транспортных средств, в октябре 2010 года в Латвии гостили специалисты Международной комиссии по квалификации водителей транспортных средств (CIECA). Главной целью визита была оценка и сравнение с другими странами имеющейся ситуации.

Проделанная ДБДД работа получила высокую оценку и система в общем была оценена как очень успешная и эффективная. Особенно были выделены следующие области:

  • 8.1. обучение водителей транспортных средств – обязательное и хорошо структурированное;
  • 8.2. высокий уровень обучения инструкторов практического вождения – достаточно высокие требования, а также опубликование результатов, что заставляет инструкторов выполнять свою работу по возможности качественней;
  • 8.3. квалификационные экзамены водителей транспортных средств ДБДД проходят по единой системе и стали более контролируемы;
  • 8.4. хорошо созданы теоретические экзамены – много вопросов, для которых необходимо понимание предмета, а не зубрёжка, также вопросы предлагаются по случайному принципу.
  • 8.5. экзамен по практическому вождению – единые условия для всех водителей, обеспечение детальной оценки;
  • 8.6. вся организация системы квалификации водителей в целом – правила дорожного движения «новичкам», незамедлительная выдача водительского удостоверения, весь процесс под надзором ДБДД, что позволяет более эффективно проводить различные изменения или улучшения.

 

9. ДБДД усовершенствовал процесс обучения автоводителей:

  • 9.1. изменил систему оценки практического вождения претендентов. Это означает, что на экзамене практического вождения каждая ошибка оценивается по существу, какую опасность она может вызвать, а не просто формально присваиваются штрафные очки за определённые ошибки;
  • 9.2. регулярно проводится просмотр и дополнение базы вопросов квалификационного экзамена автоводителей, ориентированное на вопросы по актуальным темам автоводителей и безопасности дорожного движения, меньшему вниманию уделяя нюансам Правил дорожного;
  • 9.3. для водителей мотоциклов введёно теоретическое обучение по их специфическим темам, а также соответствующий теоретический экзамен.

 

10. Получение водительского удостоверения.

  • 10.1.Лицо может получить водительское удостоверение в отделениях ДБДД, где проводятся необходимые экзамены для получения водительских прав соответствующей категории и выдаются водительские удостоверения.
  • 10.2. Данные правила устанавливают порядок получения водительских прав различных категорий (возраст, стаж, вид обучения и сдаваемые экзамены).
  • 10.3. Лицо, сдающее экзамен на получение прав водителя транспортных средств, предъявляет учебную карточку и действительную медицинскую справку.

 

11. Правила устанавливают порядок обмена водительского удостоверения, порядок восстановления водительского удостоверения и водительских прав, а также порядок приёмки и оценки теоретического экзамена.

Сдача теоретического экзамена проходит даторизованно. Каждый претендент самостоятельно сдаёт теоретический экзамен, без помощи третьих лиц или дополнительных материалов. Во время теоретического экзамена претендент отвечает на вопросы ДБДД, охватывающие определённые темы.

 

12. Правилами определены порядок приёмки и оценки экзамена по вождению, а также общие требования.

Претендент сдаёт экзамен по вождению самостоятельно, управляя транспортным средством соответствующей категории. Во время экзамена инспектор проверяет, соблюдает и исполняет ли претендент установленные требования двигаясь в дорожном движении.

 

13. Установлена последовательность приёма экзамена по вождению:

  • 13.1. проверка знаний о транспортном средстве;
  • 13.2. выполнение фигур;
  • 13.3. участие в дорожном движении.

Инструктор практического вождения не принимает участия в экзамене по вождению. Во время экзамена по вождению происходит видео-звуковая регистрация с помощью камер в салоне автомобиля. Регистрация мотоциклетного экзамена производится камерами на площадке и спереди автомобиля.

 

14. Во время экзамена по вождению инспектор ДБДД оценивает навыки претендента и его способность управлять транспортным средством и безопасно участвовать в дорожном движении. Инспектор оценивает вождение в целом и принимает во внимание общее впечатление о претенденте, которое создаёт уверенное вождение, принятие во внимание дорожных и погодных условий, а также других участников дорожного движения (в особенности малозащищённых).

Допущенные претендентом ошибки оцениваются в зависимости от их значимости и степени опасности:

  • 14.1. незначительные ошибки, которые обычно не влияют на безопасность движения;
  • 14.2. ошибки средней тяжести, которые в отдельных случаях могут угрожать безопасности дорожного движения, но в данной ситуации не вызвали прямой угрозы безопасности дорожного движения;
  • 14.3. опасные ошибки, которые почти всегда угрожают безопасности дорожного движения или в результате которых в данной ситуации создаётся прямая угроза безопасности дорожного движения. Если претендент допускает ошибку, в результате которой создаётся прямая угроза безопасности дорожного движения, инспектор вмешивается в управление транспортным средством и прекращает экзамен.

Экзамен считается не сданным, если претендент во время экзамена:

  • не может выполнить какую-либо фигуру с двух попыток;
  • допустил опасную ошибку;
  • допустил более двух ошибок средней тяжести одного характера или более трёх ошибок средней тяжести разного характера;

4) допустил более пяти незначительных ошибок.

 

15. Правила предусматривают и устанавливают порядок оспаривания и обжалования результатов экзамена по вождению.

 

16. Порядок получения профессиональных водительских прав и порядок восстановления и обмена водительского удостоверения

Для получения лицом профессиональных водительских прав (удостоверение водителя транспортных средств категорий C1, C1E, D1, D1E, C, CE, D или DE с дополнительным кодом [95]) необходимо сдавать теоретический и практический экзамены в ДБДД.

Минимальная продолжительность практического экзамена в ДБДД 2 часа.

Претендент сдаёт экзамен по вождению самостоятельно на транспортном средстве соответствующей категории.

Экзамен по вождению состоит из двух частей, каждая из которых по продолжительности 30 и 90 минут:

16.1. первая часть – претендент подтверждает свои знания о размещении груза в транспортном средстве или обеспечении комфорта пассажиров, принципах эргономики и действии водителя при возникновении дорожно-транспортного происшествия, а также выполняет фигуры;

16.2. вторая часть – претендент управляет транспортным средством по маршруту, включающему в себя различные по сложности дороги в населённых пунктах, а также дороги, на которых максимально разрешённая скорость движения минимум 90 км/час.

 

17. Правила разработаны основываясь на следующие директивы Европейского Союза:

  • 14.09.2000. Директива 2000/56/EK,
  • 15.07.2003. Директива 2003/59/EK,
  • 20.11.2006. Директива 2006/103/EK,
  • 27.06.2008. Директива 2008/65/EK,
  • 20.12.2006. Директива 2006/126/EK.

 

Благодарю за Ваше внимание!

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам (499) 159-7679, (925) 518-1225 моб., (977) 919-0331 моб., а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика