А. Клейнерман, ведущий методист МААШ, автор учебно-методических пособий
Как известно, в ноябре 2010 г. введена новая редакция п. 14.1 ПДД, касающаяся взаимодействия водителей и пешеходов на нерегулируемом пешеходном переходе. Если ранее водитель должен был уступать дорогу пешеходам, то теперь «водитель транспортного средства, приближающийся к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан СНИЗИТЬ СКОРОСТЬ или остановиться, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода». Это вызвало всплеск публикаций в СМИ, где сообщалось, что теперь пешеходы на переходе находятся в безопасности и могут свободно переходить дорогу. (Действительно, так могут вести себя пешеходы в Швеции, где в Правилах записано: «Водители обязаны остановиться перед нерегулируемым пешеходным переходом, если к нему со стороны тротуара приближается пешеход».) Но у нас никто не отменял требования к пешеходам по п.4.5: «На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен». А в результате у нас увеличилось количество наездов на пешеходов на переходе. Одна из причин этого — продолжающиеся БЕЗНАКАЗАННО нарушения водителями п. 14.2 ПДД: «Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, могут продолжить движение, ЛИШЬ УБЕДИВШИСЬ, что перед указанным транспортным средством НЕТ ПЕШЕХОДОВ». Многие пешеходы у нас, вступив на переход перед остановившимся автомобилем, дальше идут или бегут, не смотря по сторонам. Отсюда в СМИ надо сделать акцент на то, что переходя дорогу перед остановившимся автомобилем, нельзя терять бдительность и надо СМОТРЕТЬ, нет ли движущихся машин в левых рядах. Таким образом, и в автошколах, и в СМИ необходимо пропагандировать эти два требования к водителям и пешеходам, что позволит исправить тревожную ситуацию на переходах.
© STOP-газета № 3 (179) за 2012 год