30 мая на телеканале ТВЦ в программе «События» вышел в эфир сюжет о проблемах подготовки водителей транспортных средств. Основная тема сюжета — общественное обсуждение поправок к закону «О безопасности дорожного движения» и законодательной отмены самоподготовки.
Каждая пятая авария происходит по вине водителя, стаж которого не превышает 3 лет; ужесточение порядка выдачи прав на вождение обсуждается на разных уровнях не первый год; а по дорогам России продолжают носиться тысячи автолюбителей, недоучившихся в автошколах или просто купившие водительское удостоверение.
Ужесточение порядка выдачи прав на вождение обсуждается на разных уровнях не первый год. Тем не менее, по дорогам России продолжают носиться тысячи автолюбителей, недоучившихся в автошколах или просто купившие водительское удостоверение. Как искоренить дилетантство за рулем и что нужно исправить в законодательстве? Мнения заинтересованных сторон изучал Денис Федоненков.
Каждая пятая авария происходит по вине водителя, стаж которого не превышает 3 лет — такова официальная статистика ДТП на дорогах России. Сколько пострадавших самостоятельно готовились к экзаменам на права — точно неизвестно. Автошколы выступают категорически против экстерна, экзаменуемые — наоборот.
Антон Науменков, кандидат в водители:
— Я студент 4 курса, вечернего отделения. Я работаю и учусь. Мне некогда в автошколу ходить. А если бы у меня не было такого графика, то, безусловно, я бы пошел в автошколу.
Кандидат в водители Антон Науменков осваивал премудрости вождения сам. Практику проходил ночами во дворах и в деревне на родительской машине. Эксперты, утверждают — при самоподготовке кандидат не получает даже минимума знаний.
Лев Бурыкин, президент Московского регионального союза автошкол:
— Недопустима самостоятельная подготовка, недопустим экстернат, недопустимы занятия и получение знаний у тех, которые бесконтрольны.
По статистике, говорят профессионалы, уровень самостоятельной подготовки значительно ниже, чем у выпускников автошкол.
Борис Титков, и. о. заместителя начальника отделения по экзаменационной работе МОГТОРЭР № 2 ГИБДД ГУ МВД России по Москве:
— Если оценивать именно в сравнении с теми кандидатами в водители, которые проходят подготовку в школе, этот уровень, конечно, ниже. Средний процент сдачи экзамена, если мы берем процент сдачи с первого раза, он не превышает и 1%.
В прошлом году, по данным ГИБДД, права получили более двух миллионов россиян. Из них меньше половины сдали экзамен с первого раза.
Владимир Швецов, первый заместитель начальника ГУОБДД МВД России:
— Причиной каждого пятого ДТП стало несоответствие скорости конкретным условиям движения. Каждого седьмого — несоблюдения очередности проезда. Система подготовки и допуска водителей к участию в дорожном движении не отвечает в полной мере современной среде дорожного движения.
Не секрет, что есть и более легкие способы получения заветного удостоверения. Часто, те, кто свое право на вождение не заслужил, а оплатил, формально сдают экзамены экстерном. Средняя стоимость документа на рынке около 25 тысяч рублей. Это дешевле полного курса в автошколе.
— Вы знаете, экстерн вообще она не нужна!
— Почему?
— Абсолютно не нужна, надо нормально и правильно учиться! Из-за этого, это самое, аварии постоянные!
— Кому надо, тот выучит сам все прекрасно.
Среди автолюбителей мнения разделились практически поровну. Очевидно одно — систему подготовки надо менять. Летом в Госдуме пройдет второе чтение законопроект «О безопасности дорожного движения». Предлагаемые поправки гласят — сдать на права экстерном нельзя.
Александр Васильев, член комитета Госдумы по транспорту:
— Есть у нас в любой области какое-нибудь захолустье. Готовиться водителю надо как-то, что он будет ездить в школу каждый день, там, за 50 км — тоже проблема.
Поставить точку в споре чиновников, инспекторов и автолюбителей предстоит экспертному совету. На общественных слушаниях, этим летом, профессиональное сообщество должно определиться — как будет развиваться отечественная автошкола и, самое главное, какого уровня будет подготовка водителей. От этого решения зависят жизни как тех, кто за рулем, так и пешеходов.
© Денис Федоненков, Михаил Шекоян, Александр Марченко, Евгений Рыбин. «ТВ Центр».