Генеральная прокуратура России поручила региональным прокурорам усилить надзор за исполнением законодательства при подготовке кандидатов в водители в автошколах.
По данным Генпрокуратуры за девять месяцев 2012 года в стране зарегистрировано свыше 20 тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием водителей со стажем управления транспортным средством до 3 лет.
В них погибло 2472 человека, пострадало 29540 человек. По всем параметрам зарегистрирован рост. Количество аварий с этими водителями выросло на 11,7 процента, количество погибших в ДТП с их участием выросло на 5,8 процента, а количество пострадавших — на 11,7 процента.
По мнению Генпрокуратуры, увеличение этих аварий обусловлено плохой организацией обучения граждан вождению.
Зачастую подготовка водителей проводится автошколами без лицензии на оказание таких услуг, а также в нарушение требований лицензии.
Лицензию на подготовку водителей получили 8000 автошкол, однако еще больше школ нелегальных
Прокуроры выявили многочисленные случаи неисполнения автошколами требований законодательства к образовательному процессу. У них нет образовательных программ, графиков вождения, школы не обеспечены учебно-методической литературой. Прокуратуры Республики Башкортостан, Московской области, Санкт-Петербурга, Ставропольского края установили, что кандидаты в водители не проходят полный курс обучения.
В связи с этим Генеральная прокуратура поручила прокурорам субъектов усилить надзор за исполнением автошколами требований законодательства.
Пока не понятно, каким образом будет выполняться это поручение. Дело в том, что легальные автошколы полностью проходят всю процедуру лицензирования, имеют свои классы и площадки для обучения вождению. Они не стесняются представлять все это не только лицензирующим органам, но и любому желающему. Но наравне с ними существуют, так называемые, «портфельные автошколы», организации, оказывающие услуги по самоподготовке, а также их филиалы.
Надо сказать, что лицензирование автошкол более чем либеральное. Достаточно предоставить документы о наличии учебных программ, учебных классов, площадки для обучения водителей и вы получите лицензию. Никаких проверок всего указанного в документах не предусмотрено.
Кроме того, столь свободный способ получения лицензии развился следующим образом. У многих автошкол появились филиалы. И, вроде бы, каждый филиал должен иметь все то, что имеется у основной автошколы, но на практике, они получают лицензии на основании документов основной школы. Некоторые вовсе не получают лицензии. В данном случае в договоре говорится, что они оказывают консультационные услуги по подготовке водителей.
20 тысяч аварий с участием молодых водителей произошло за 9 месяцев этого года в России
Прокурорская проверка всколыхнула немножко этот рынок. Некоторые «серые» автошколы закрылись. Но чтобы не потерять клиентов, обратились к своим легальным коллегам, предложив им за некую плату выдавать их ученикам свидетельство об окончании легальной автошколы.
По словам главы некоммерческого партнерства развития автоматизированных автошкол Владимира Котрова, в Челябинской области прошла прокурорская проверка автошкол с привлечением представителей Рособрнадзора. Но что она дала? Проверили легально действующие автошколы. А тех, кто занимается продажей свидетельств, или консультациями для самоподготовки — не тронули. Они ведь не фигурируют в лицензионных органах. Некоторые подобные автошколы сами предварительно закрылись. А после вновь появились на рынке под новым наименованием.
Как сообщила «РГ» глава Федерации объединений автошкол Татьяна Шутылева, такие проверки касаются всегда только лицензированных школ, работающих в рамках закона. Прокуроры получают информацию от лицензирующего органа. Но проверять надо не легальные автошколы, а теневые. Они не получают лицензий, у них нет ни программ, ни своего оборудования, ни строений и помещений. Но раз они не лицензированы, то и информации о них нет никакой.
Сейчас министерство образования готовит письмо в правительство с просьбой возродить проверки при лицензировании автошкол. Результаты прокурорской проверки говорят о необходимости контроля и после получения лицензии.
Например, как это сделано в Германии. Там экзаменатор может в любой момент, приехать в автошколу и посмотреть сам процесс подготовки водителя. У нас разрешены только плановые проверки — раз в три года. Добиться таким образом качественной подготовки кандидатов в водители — просто невозможно. Понятно, что ни один студент не подаст жалобу на автошколу, в которой он получает свидетельство об ее окончании за пять тысяч рублей. Правоохранители должны выявлять серые автошколы, где водителей готовят на коленке, откуда выходят опасные за рулем новички.
Владимир Баршев
© «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5936 (263)