125212, Москва, Ленинградское шоссе, дом 46+7 (925) 518-1225, +7 (977) 919-0331

Поиск по сайту

Уважаемые коллеги!

Предлагаем Вашему вниманию статью директора автошколы Кант-авто г. Москвы Довженко Александра Алексеевича по проблеме самоподготовки.

 

Моей автошколе в этом году исполнилось 25 лет. А с автотранспортом я связан без малого 35. После школы поступил в МАДИ. Устроился работать на институтской военной кафедре, где кроме основных предметов, студенты изучали курс Правил дорожного движения, безопасного управления автомобилем и, наконец, сам курс вождения на 28 часов. Вся программа обучения в те времена длилась примерно 4 — 5 месяцев. За государственный счет получали права не все студенты, а только те, кто выпускался по автомобильным специальностям. Остальные должны были учиться три месяца за свои «кровные», в свободное от работы и учебы время. Обходилось им это, если мне не изменяет память, в 127 рублей.

Как только мне исполнилось 18 лет, я обратился к заведующему кафедрой — попросил его направить меня на учебу для получения водительского удостоверения. Дня через два состоялись переговоры с моим непосредственным начальником. Как мне сказали потом, «зарекомендовал я себя с положительной стороны и меня включат в группу студентов для обучения в качестве «премии» за добросовестный труд», хотя проработал я к тому времени в институте меньше года.

Занятия по теории — два раза в неделю по четыре академических часа, то есть, две пары, говоря языком студентов, на протяжении тех же трех месяцев. Практические занятия проходили параллельно. Грузовик ГАЗ-53, очень узкие улочки в районе метро «Аэропорт». На первом же занятии инструктор сказал: «С тобой все ясно!».

К тому времени я был уже «опытным»: классе в шестом, 12-13-ти лет от роду, сложив сэкономленные четыре рубля и собранную у друзей недостающую сумму, я за семь рублей купил велосипед с мотором Д-6 (49 см3, примерно 3 л.с.). На мопед (или как теперь говорят, скутер) он был мало похож: вместо топливного бака к раме изолентой была приделана пол-литровая пивная бутылка; вместо руля — кусок трубки; ручки сцепления не было; из-под сиденья, от карбюратора, торчал кусок троса с гайкой — «газ»; тормоз – подошва ботинок. Бессчетное количество велосипедов, которые я переделывал и модернизировал не в счет, но это была моя первая «машина» с двигателем внутреннего сгорания. Из описания ясно, что в б/у-комплектующих у меня проблем не было, но вот новые запчасти в Москве можно было найти всего в двух местах — на Вавилова и на Якорной. Все эти подробности важны только для того, чтобы стало понятно — управлять техникой, в том числе и автомобилем, мне нравилось всегда.

Ну, продолжу. Брат моего отца был ветврачом, у него был служебный «Урал» с коляской. Лет в двенадцать, после необходимого инструктажа, я спокойно выполнял несложные фигуры на площадке, переключал передачи, хотя 350 кг веса для пацана — очень тяжелая техника.

Мой двоюродный брат сажал меня сначала на колени, потом на бушлат, и я водил ЗИЛ-130 по полям Саратовской области (туда меня отправляли на летние месяцы). Но площадка и поле — это одно. А вот управлять автомобилем в мегаполисе — это совсем другое. Я это понимал, поэтому все тридцать часов курса на военной кафедре отзанимался полностью. Экзамен по вождению сдал, правда, только с третьего раза. И не из-за того, что плохо ездил, просто был очень невнимательным, да и шустрым очень.

По окончании института и защиты диплома на факультете «Организация безопасности дорожного движения и автомобильные перевозки», меня, за заслуги перед кафедрой и родным институтом, направили в заграничную командировку, руководить автотранспортным предприятием в Германии. Это — отдельная история, но одно могу сказать: такой опыт работы получили немногие. Когда вернулся, по рекомендации той же военной кафедры МАДИ (а к тому времени я занимал уже серьезную должность), меня направили преподавать в Краснопресненскую автошколу ДОСААФ.

К 1987-му году это была самая большая и мощная автошкола Советского Союза. Она выпускала в год 1200 допризывников – водителей для армии, и примерно 2000 водителей всех категорий: А, В, С, Д, Е, а также специалистов по повышению квалификации. Количество работающих — 110 человек, из них около 40 преподавателей (все со 100-процентным опытом работы на руководящих должностях в автотранспортных предприятиях). Супер-коллектив, решающий любые задачи, как в области обучения, так и в написании учебных программ, в создании экзаменационных билетов, оборудовании классов новыми техническими средствами обучения.

В то время автошкол было немало. Почти в каждом вузе были автомобильные курсы ДОСААФ, на заводах и фабриках — курсы ВДОАМ и прочих госструктур, а после подписания Горбачевым Закона «О предпринимательской и кооперативной деятельности», появились и частные предприятия. С гордостью могу сказать, что я был одним из создателей первого в Советском Союзе кооператива по обучению водителей. Назвали мы его «Автокурс». Программа подготовки водителей для всех автошкол вне зависимости от вида собственности была всегда одна. Требования для учебных классов, перечень учебных тем, преподаваемых слушателям, наличие учебного автотранспорта, его оборудование всем необходимым были стандартными.

В Краснопресненской автошколе я проработал с 1987 по 2002 год. И несколько раз сталкивался вот с чем. Приходит военнослужащий. Права на танк, бронетранспортер и другую тяжелую технику есть, а на легковой автомобиль нет. Человек спрашивает: «Как мне получить права, не учась теории и практике? Я все умею и по улицам городов на военной технике езжу последние 10 лет». Хороший вопрос! Начинаем разбираться. На запрос в ГАИ получаем ответ: мол, пишите заявление на имя начальника отдела, прикладываете ходатайство с работы, плюс документы механика-водителя такой-то техники, и через пару дней получите документ о том, что вам разрешено сдавать экзамены без документа об аттестации в автошколе, в нашем случае — свидетельства. Вроде сложно, но в то же время законно. Человек ведь уже учился управлять транспортным средством, у которого, правда не четыре, а восемь или даже десять колес, а то и вообще гусеницы.

Наступил 1999-й год. Читаем Приложение 2 к Распоряжению Правительства Москвы от 8 июля 1999 года № 640 РП «Положение о порядке подготовки, переподготовки водителей транспортных средств в гор. Москве», ст.2.7: «Подготовка и переподготовка водителей осуществляется в очной или очно-заочной (вечерней) формах обучения, а для категорий «А» и «В» — в форме экстерната. Лица, освоившие Программу в форме экстерната (самостоятельно), обязаны пройти итоговую аттестацию в образовательных учреждениях за полный курс обучения и получить свидетельство установленного образца». Теперь по-русски. Можно, не учась с преподавателем, самостоятельно («в форме экстерната») почитать правила дорожного движения — они продаются на каждом углу, угнать из отцовского гаража авто, покататься ночью по двору, потом, на свой страх и риск, по улицам деревни, поселка, города, и задавив пару соседских кур, самостоятельно одолеть программу. «Самостоятельно» — так черным по белому написано! И вот вопрос: самостоятельно – это как? Без инструктора?

Двигаемся дальше по пункту 2.7.: «Обязательно пройти итоговую аттестацию в образовательном учреждении за полный курс обучения и получить свидетельство установленного образца». И опять вопрос. А каков механизм, на основании которого можно аттестовать этих людей?

Как делается в школе и как это прописано в законе. 1) Школьный журнал; 2) Регистрационный список для ГАИ; 3) Приказ по школе о формировании учебной группы с режимом занятий; 4) Расписание занятий теоретических; 5) График вождения на учебном транспорте; 6) Протокол внутреннего экзамена по школе с оценками за каждый предмет учебной программы, с указанием номера свидетельства и личной подписью учащегося. И куда «прилепить» этих «экстерников»? Вопрос, да еще какой! И результат — ни один «экстерник» в автошколе никогда не был, и никакой аттестации не получал.

Прямое нарушение закона. ГАИ не требует, при назначении на экзамен, свидетельства из автошколы о проверке знаний кандидатов в водители, подготовившихся самостоятельно. Свято место пусто не бывает. Тут же нашлись сообразительные предприниматели, которые поставили «дело» на поток.

Экономика процесса. Получение Лицензии. За то время, как их ввели, а это случилось примерно в 2002-м году, я их получил штук 40, а то и 50 (до этого был разрешительный документ ГАИ). Слабонервные могут дальше не читать. Пожарники, СЭС, аренда, стоянка авто, ремонт авто, учебные площадки и так далее – просто сумасшедший дом. Все сделано для того, чтобы люди не могли нормально работать. Один пример. Договор аренды заключается всего на год (не успевают организации быстро оформить свидетельство на собственность, очень много объектов), соответственно, и лицензия на тот же срок. Получали её, случаи были, до года — по пять месяцев только подписи столоначальника ждет бумага. Только получил, надо подавать документы на следующую. От этого и все нарушения. Кончилась лицензия – мошенник вселенского масштаба, а то, что ты находишься в этом помещении 10–15 лет никого не волнует!

Итог плачевен. Некоторые сообразили — а зачем учить людей нормально? Немного расскажем о ПДД, немного покатаем, документов никаких выдавать не нужно, кроме справки о том, что куда-то четыре раза ходил. ГАИ ничего не требует, а самое главное, никакой ответственности — ни перед учеником, ни перед совестью. Да и финансовой ответственности никакой — ни списков, ни журналов, ни класса нормально оборудованного не надо. Сойдет любой класс любого учебного заведения. Это – в лучшем случае! А то и спортзал, и библиотека, подвал с табуретками.

В кооперативе мы провели эксперимент. Группы две-три подготовили, и выпустили ровно за месяц. Все ученики с высшим образованием, это важно сказать. Занятия по теории проходили каждый день, кроме выходных. Занятия по вождению — тоже ежедневно, но семь дней в неделю, включая и выходные. Даже в те годы, когда я учился, многим ученикам давали до 60 часов вождения! Людей готовили не права получать, а безопасно управлять автомобилем в городе, возить свои семьи.

Итог эксперимента. Сдать экзамены можно, соответственно, и права получить. А вот самостоятельно, и самое главное безопасно управлять автомобилем рано.

Тем, кто хочет получить права как можно быстрее, я все время говорю одно и то же: «И медведи в цирке ездят».

Результат эксперимента дал нам четкое понимание: три месяца — тот оптимальный срок, когда человек не только соображает как давить на педали, но и начинает понимать где он находится, видеть обстановку на дороге, пытается прогнозировать ситуации, анализировать. Научиться этому самостоятельно для подавляющего большинства людей нереально. Вот поэтому три месяца рядом всенепременно должен быть преподаватель…

Итак, что имеем в результате?

Я просмотрел все сюжеты с последними сумасшедшими, по-другому и не скажешь, ДТП в Москве, и я не ошибаюсь: эти «водители» не учились в автошколах. Это все итог «самоподготовки». Не было у этих «водителей» профессиональных наставников, которые на лекциях им грамотно преподавали ПДД и все остальное. Но самое главное — преподаватель разбирает и анализирует случаи из собственного опыта, опыта знакомых, дает практические советы как избежать опасных последствий в сложившейся на дороге ситуации (они бывают у каждого и не единожды).

Один пример, всегда его привожу. Слушал я как-то по радио беседу со знаменитым нашим хоккеистом Владиславом Третьяком, о том, как он чуть не погиб из-за того, что какой-то вымпел-побрякушка отлетел от липучки у него в машине и упал на пол, а он попытался его поднять на ходу. Чудом жив остался.

А сейчас! Сотовый телефон, сигарета, шпильки сантиметров по двенадцать, да еще включен какой-нибудь музыкальный видео-канал. Отдельная история — навигатор. Эти люди автошколу не заканчивали – факт!

Водитель – это самая массовая профессия в мире. Вопрос: почему этой специальности не нужно учиться? У нас около 30 000 погибших в год на дорогах. На что надеемся?

Несколько лет ждем закона «О безопасности дорожного движения», и в нем, если мы хотим исправить положение с аварийностью в стране, должна быть всего одна строка: «Подготовка водительских кадров осуществляется только в лицензированных образовательных учреждениях по утвержденным государственным программам». Точка!

Уважаемые водители, заседающие в правительстве и Государственной Думе (а это именно водители)! Мы все ждем от вас правильного государственного решения.

С уважением,
Довженко А. А.,
руководитель автошколы

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам (499) 159-7679, (925) 518-1225 моб., (977) 919-0331 моб., а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика