Ежегодно на дорогах страны гибнут почти 30 тысяч человек. Это в два раза больше, чем за все время боевых действий Ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Число раненых и пострадавших превышает эту трагическую цифру кратно. Как у всякого русского человека, у меня также возникают извечные наши отечественные вопросы: кто виноват и что делать?
Ответы на оба с удовлетворением нахожу в материалах, которые печатаются в «Вестнике МААШ». С межрегиональной ассоциацией автошкол меня связывает многолетнее сотрудничество, которым я очень доволен. На тех конференциях, семинарах, на которых посчастливилось побывать, я получал всегда полнейшую опережающую информацию о намечаемых в стране переменах в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения, реформирования системы профессиональной подготовки будущих шоферов в автошколах. Мог не только послушать, но и принять лично участие в дискуссиях «За круглым столом» по многим аспектам обсуждаемых проблем.
Огромный интерес у меня всегда вызывал и вызывает опыт борьбы за безопасность движения на дорогах, система обучения будущих водителей в автошколах за рубежом. С ним я знакомился на конференциях, ка которых всегда было много компетентных гостей-иностранцев. Это представители соответствующих автомобильных ассоциаций из стран СНГ, Германии, Арабских Эмиратов, других стран. На последнем, например, был даже эксперт из ЕЭС.
Они всегда выступали и выступают с аналитическими докладами. Помимо знакомства с бесценным опытом получаешь и огромное удовольствие от личного общения с теми, с кем удается познакомиться и поговорить. Благодаря МААШ мой круг знакомств расширился.
Не только за роскошь общения хочу поблагодарить свою ассоциацию. Благодаря ей я был всегда обеспечен учебно-наглядными пособиями, методическими разработками отдельных тем и всего курса подготовки будущих шоферов. Спасибо за открытые уроки по применению АППК (аппаратно-программного комплекса), за аудио-видеокассеты по всем учебным вопросам. Я ими активно пользовался, и буду пользоваться впредь в процессе подготовки шоферских кадров.
А теперь о проблемах реформирования системы подготовки водителей транспортных средств более конкретно. Я целиком и полностью согласен с позицией президента МААШ Татьяны Вячеславовны Шутылевой относительно немедленного запрета на получение прав на вождение после так называемой самоподготовки, то есть, сдачи экстерном. Разделяю ее точку зрения на то, что необходима активная работа Всероссийского экспертного совета по организации и координации основных направлений реформирования системы подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами.
На что должно быть направлено острие реформирования? Вопрос сложный, но я постараюсь тезисами изложить свою точку зрения. Конечно, нужно совершенствовать правовую базу подготовки шоферских кадров, контролировать работу автошкол, особенно после того, как лицензии на нашу деятельность стали бессрочными, как появились «портфельные» учебные заведения, безусловно надо взаимодействовать с этих вопросах с органами ГИБДД.
Нет сомнений, что нужно укреплять материально-техническую базу учреждений, занимающихся профессиональной подготовкой кандидатов в шоферы. Но при все этом, на мой взгляд, не стоит доводить ситуацию до абсурда. А таких моментов более, чем достаточно.
До сих пор не понимаю, как можно исполнить требование иметь автодром в автошколе? Это же затраты колоссальные на покупку или аренду огромного земельного участка, как правило, в черте города, на оборудование техническими и электронными системами обеспечения учебного процесса! Если на них пойти, то обучение встанет в такую сумму, какую может потянуть разве что Абрамович. Но ему водительские права не нужны, он водит яхты и самолеты давно…
То, что я прав в своей эмоциональной оценке абсурдности данного требования, подтверждают данные о наличии автодромов в далеко не бедной Москве — менее десятка на 265 автошкол! Что ж остальной, пока достаточно бедной России, делать?
Я разделяю точку зрения некоторых экспертов и относительно бесполезности отработки практических навыков вождения на площадке. Действительно, это все равно, что готовить ватерполиста в сухом бассейне. А потом делать удивленные глаза оттого, что он, выражаясь библейским языком, совсем не научился, оказывается, двигаться по воде аки посуху. После тихой и абсолютно безопасной (и бесполезной, скажу откровенно! ) площадки, оказываясь в реальном дорожном потоке (с реальными, а не придуманными препятствиями и опасностями), курсанты и начинают по- настоящему обучаться вождению, прогнозировать складывающуюся на дороге ситуацию, правильно и четко действовать на опережение. Всему этому никакая площадка никогда не научит!
Много разных мнений в процессе реформирования системы подготовки кадров в автошколах о целесообразности или нецелесообразности давать обучающимся знания об устройстве автомобиля, его техническом обслуживании. На мой взгляд, надо учить этому непременно. Всю механику знать не обязательно. Но то, что прямо или косвенно относится к функционированию систем безопасности,— просто жизненно необходимо. Я всегда говорю курсантам: «Устройство мясорубки вы можете не знать. Но надо знать четко, куда совать пальцы нельзя».
Еще один момент. И тоже — очень коротко. Программы для автошкол разрабатывает Министерство образования и науки с заменой каждые 4–5 лет. Спасибо ему за заботу. Но проблему модернизация программ не решает. Потому что проблема не в ней. А в том, что они почти никогда и нигде в полном объеме не выполняются.
Что касается инноваций и других ультрасовременных подходов к обучении, то должен сказать сразу, что я — не противник нового. Наоборот, поборник. Но при этом понимаю, что в основе должен быть Его Величество Урок. Не «дача» материала по теме, а именно урок по всей положенной педагогической методике: вступительная часть, основная часть, закрепление материала и так далее.
Это — во-первых. Во-вторых: ПДД надо обучать курсантов так, чтобы они знали их как таблицу умножения.
И третье убеждение: дисциплина — основа безопасности. Не только учить водить надо, но и воспитывать у будущих шоферов чувство ответственности за управление источником повышенной опасности, за свою жизнь и жизнь окружающих, воспитывать культуру поведения за рулем, чтобы вежливость и аккуратность, а не хамство и сознательный правовой нигилизм стали нормой на российских дорогах. Когда такое случится, тогда мы можем себе сказать с удовлетворением: «Теперь мы научились готовить будущих шоферов правильно».
Михаил Иванович Федоров,
мастер практического вождения Воронежской области,
член МААШ