Обеспечение безопасности пешеходов на дороге — это не только разделение пешеходных и автомобильных потоков с помощью строительства подземных или надземных пешеходных переходов, ведь их не построишь повсеместно. Это обустройство по-настоящему безопасных наземных переходов: их освещение, раскраска, повышение их уровня относительно проезжей части, оснащение лежачими полицейскими, камерами видеофиксации нарушений, светофорами, виброполосами и т. д.
Но пешеходов сбивают не только на пешеходных переходах. Поэтому важна культура поведения на дороге самого пешехода и эта культура должна воспитываться с детства. Забота о собственной безопасности заключается в правильном стереотипе поведения на дороге, учете вероятности того, что водитель может ошибиться или может быть пьян, (что является причиной 10% наездов на пешехода), в учете плохой видимости пешехода на дороге в темное время суток без светоотражателей на одежде, в правильной оценке возможностей автомобиля затормозить.
Но далеко не все зависит от пешехода. На 70% жизнь пешеходов и самих водителей, зависит от того как их обучили в автошколе, от скорости их реакции, внимательности, психологической готовности увидеть пешехода на дороге, готовности к любой критической ситуации, от готовности простить другому водителю его ошибку, от способности не поддаться на провокацию дорожного хама.
К сожалению, автошколы не учат водителей ценить чужую жизнь, не проводят психологические тренинги для коррекции поведения, в высших и средних учебных учреждениях не готовят преподавателей для обучения преподавателей автошкол. Три года стажа вождения и 60 часов курсов — после этого водитель становится преподавателем автошколы, учителем будущего водителя. Понятно, что такой учитель может передать только свой личный опыт, а в России на дорогах царит агрессивный, неуважительный к окружающим стиль вождения, в моде курсы экстремального вождения, выпускники которых демонстрируют свои навыки, повергая в шок других водителей и пешеходов. А что умеет водитель, прошедший самоподготовку?
Уникальной проблемой России является самая высокая в развитых странах разрешенная скорость движения автомобилей в городах. При 60 км/час нормативная длина тормозного пути составляет 40 метров, а вероятность летального исхода при столкновении с пешеходом – 80%. Но ездят в городах со скоростью 70–80 км/час, ведь за это на практике не штрафуют. Только пешеходы за это платят. Своей жизнью и здоровьем.
Главный регулятор дорожного движения – сотрудник ГИБДД. Что он может сделать, что должен делать, что делает — постараемся выяснить в сравнении с полицейскими в других странах.